Как научиться мыслить позитивно

   Мы живем в динамичном, быстро меняющемся мире. Разные события наполняют нашу действительность: от спокойной размеренной жизни до непредсказуемых и бурных событий, таких как экономический кризис и пандемия. Все это проверяет нас на «прочность». Поэтому сегодня  так важно  развивать внутреннюю устойчивость, одним из условий которой  является наличие позитивного мышления. Трудно переоценить наличие у человека таких качеств как —  умение находить в любой момент жизни повод для радости, удовольствия и воспринимать неудачи рационально, анализируя причины и принимая, как ценный опыт.

    Многие думают, что мыслить позитивно — значит смотреть на мир сквозь «розовые очки» и не замечать негатива. Это самое распространенное заблуждение. Позитивная психология не отрицает неприятности, а лишь предлагает сконцентрироваться на том, что помогает человеку стать успешным и счастливым.

   Развитию умения фокусироваться на радостных моментах в жизни способствует тренировка и выполнение определенных упражнений. Например, предлагаю вам выполнять следующее задание в течение месяца, которое научит вас пользоваться позитивными выражениями.   

   Придумывайте, а потом говорите каждый день по пять позитивных предложений по отношению к своему партнеру/мужу и пять таких же выражений по отношению к своим детям. Например. «Дорогой, я так рада, что ты у меня есть. Ты такой талантливый и интересный человек». «Сынок. Да ты просто молодец!».

   Развить позитивное мышление поможет также рефрейминг. В переводе с английского языка слово «рефрейминг» означает «сменить раму для картины». «Рамка» — это то, как человек воспринимает информацию и смотрит на мир. Рефрейминг — это изменение мышления, фокуса восприятия, переосмысление, переоценка, рассмотрение с другой стороны или ракурса. Позитивный рефрейминг помогает человеку, пребывавшему в негативных чувствах, поменять точку зрения и увидеть все происходящее с ним как благо. Например. Руководитель слишком требователен и придирчив — негативный контекст.

    Положительный контекст — все понятно и четко, знаешь, что делать, быстрее учишься и похвала всегда заслужена.

   Очень шумные, неугомонные дети — негативный контекст. Рефрейминг ситуации в положительном аспекте — дети свободны от каких-либо комплексов, жизнерадостны и свободно проявляют себя.

    При развитии позитивного мышления следует помнить, что прощение оказывает большое влияние на психологическое состояние человека. Подавленные негативные эмоции могут приводить к депрессивным состояниям, росту тревожности, психосоматическим реакциям.

   Чтоб избавиться от деструктивных переживаний часто рекомендуют использовать методику — «Письма гнева». Для этого необходимо написать 2 письма. Первое письмо нужно написать тому, кто вас обидел, с кем вы в ссоре и кого не можете простить. Выразите все свои чувства: агрессию, разочарование, обиду, печаль, страх. Необходимо писать все, что придет в голову. Важно не перечитывать. Следует писать до тех пор, пока не наступит ощущение «опустошения» внутри.

     Второе письмо нужно написать самому себе и изложить то, что вы хотели бы услышать от обидевшего вас человека. Не следует думать о том, что он или она никогда бы не сказали вам этого. Пишите то, что вы хотите услышать. Не исправляйте. Не перечитывайте. Можете остановиться тогда, когда почувствуете, что написали, все, что хотели. Письма после этого можно разорвать на мелкие кусочки и выкинуть.

     На развитие позитивного мышления влияет «состояние потока», то есть состояние благодати, способствующее счастью. Михай Чиксентмихайи считает, что это важный аспект жизни, который помогает почувствовать удовлетворение, которое мы испытываем, когда полностью сосредоточены на том, чем занимаемся, и целиком погружены в процесс.

    Для того, чтоб определить тот период времени, когда вы находитесь в состоянии потока необходимо выявить такие моменты в жизни, когда вы сильно погружались в какой-то процесс и были полностью поглощены им. Например: когда вы читали интересную книгу, когда вы что-то готовили, когда рисовали.

      Необходимо помнить, что вы можете планировать «состояние потока». Для этого вам следует  составить табличку с 4 колонками: что? с кем? где? когда? Например. «Прогуляться. С друзьями. За городом. В субботу в 12 дня». Так вы можете расписать период с понедельника до воскресения, или целый месяц, или год.

     Важным аспектом развития позитивного мышления является умение выражать другим свою благодарность – это залог счастья и благополучия.

    В данной области проводился научный эксперимент, в ходе которого у трех групп людей попросили записывать события прошедших недель. Первая группа должна была каждую неделю записывать пять неприятностей, вторая – пять событий, вызвавших чувство благодарности. Третей необходимо было записывать пять разных событий, каждый раз уточняя, хорошие они были или плохие. Эта группа называлась контрольной, так как считалась нейтральной. Спустя десять недель были получены следующие результаты: участники второй группы были наиболее довольны своей жизнью. Их показатели по шкале счастья на 25% превышали индекс остальных участников. И в течение периода эксперимента участники второй группы реже имели проблемы со здоровьем, чем другие испытуемые.

    Для развития умения выражать благодарность рекомендуется вести Дневник. В нем можно записывать прошедшие события, например в течение недели, которые доставили вам радость и удовольствие. Напротив каждого написать слова благодарности. Например. Прекрасно провела вечер. – Благодарю подругу за душевное общение и поддержку. Гуляли в парке всей семьей. – Благодарю мужа за внимание, заботу, помощь в развитии и воспитании детей. Благодарю детей за искренность, открытость, игривость.

    Таким образом, существует много способов для развития позитивного мышления. Вы можете выбрать любой, понравившийся вам. Самое главное – это результат ваших усилий! Вы сможете развить умение радоваться жизни, видеть в проблемах возможности, отпускать негативные переживания, находиться в «состоянии потока» и быть благодарным и наполненным приятными эмоциями!

Ирина Стафийчук

Ирина Стафийчук

Практический психолог. Работала по специальности в частных и государственных учреждениях. Официальный стаж составляет более 7 лет. В своей практике использую разнообразные методики и техники: гештальт-терапия, арт-терапия, метафорические карты, телесно-фокусированные упражнения и многое другое.

Первое образование - магистратура МПГУ по программе «Преподаватель высшей школы». Затем прошла программу переподготовки «Дошкольная практическая психология» в МГППУ, там же обучалась на курсах «Методика проведения тренинга личностного роста с подростками и старшеклассниками».

В 2006 году стала финалистом окружного конкурса «Педагог-психолог». После этого проходила обучение в МГИ на гештальт-терапевта, там же дополнительно принимала участие в программе специализации «Ресурсы и техники в телесно-фокусированной гештальт-терапии». Затем завершила программу о профессиональной переподготовке МГУ «Психология управления персоналом: тренинг-менеджмент». В 2019 году обучалась в МИП по программе «Метафорические ассоциативные карты в работе психолога. Мастер-класс от автора».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх