Понравилось читать? Подпишитесь!

Разрешите вам «помочь»

Телефонный звонок. Незнакомый голос называет вас по имени и отчеству, представляется сотрудником банка и сообщает, что с вашей банковской карты пытаются украсть деньги, а времени остановить злоумышленников очень мало. Есть только один способ сохранить средства на счету – предоставить «сотруднику» конфиденциальную информацию, чтобы он успел вам «помочь». Если сделать то, что вам продиктовали, то исход известен: деньги списаны с карты, т.к. звонивший – мошенник.

Другая ситуация. Продавец-консультант в магазине вежливо, но очень активно предложил вам помощь в подборе товара, и вы согласились. Итог: в шкафу появилась дорогая и ненужная вам вещь.

Или похожий случай, но в социальных сетях: популярный блогер аргументировано, убедительно рассказывает, какие модные вещи должны быть в каждом гардеробе. Вы его послушали и теперь в вашем шкафу присутствует одежда, при покупке которой не были учтены индивидуальные особенности фигуры.

Происходило ли с вами что-то похожее?

А может было так: вы до сих пор не можете понять, как получилось, что после разговора с родителями вы приняли решение поменять любимую работу на ту, которая соответствует только ожиданиям родных.

Попадая в подобного рода ситуации с неудовлетворительным для нас исходом, можно предположить, что не всегда удается противостоять манипуляциям. И это совсем не означает, что причиной является глупость, недальновидность или чрезмерная доверчивость. В качестве жертвы может выступать любой человек, который полезен манипулятору для получения нужного ему результата. Манипулятор — подготовленный человек. Он может быстро и легко что-то внушить, в чем-то убедить.

Давайте попробуем понять, что такое манипуляция и почему из раза в раз мы можем попадаться на одни и те же уловки, а спустя время жалеть об этом.

Манипуляция – это скрытое преднамеренное побуждение к принятию определенных решений, переживанию конкретного состояния, выполнению действий для достижения целей манипулятора.

Побуждение к чему-либо возникает посредством игры на чувствах и эмоциях.

Манипулятор наблюдает за человеком, анализирует его поведение и выявляет слабые места и недостатки, исходя из этого подбирает способ манипулирования.

Вернемся к ситуации с телефонным звонком. Мошенник обращает внимание на то, как мы реагируем на его слова: интонация голоса, задаваемые вопросы и т.д. Его цель – вызвать страх потери денег, панику. Он стремится вывести из равновесия для того, чтобы мы перестали рационально мыслить. Когда мы поддаемся чувствам и эмоциям, вопрос, насколько разумно давать доступ к секретной информации абсолютно незнакомому позвонившему человеку уже не возникает.

Важно помнить, если в качестве мишени манипулятор выбирает чувство страха, то пока вы боитесь, рациональное восприятие, здравый смысл и холодный разум отходят у вас на второй план.

Вспомним ситуацию в магазине. Продавец-консультант доброжелательно говорит: «Решать, конечно, вам, я ни на чем не настаиваю. Но практика показывает, что те, кто померили такой костюм и не купили, в итоге вернулись за ним, а их размера уже не было». Проанализируйте, какие чувства и эмоции вы начнете испытывать, смогут ли данные слова повлиять на ваше решение по поводу покупки.

Если аналогичные ситуации для вас не редкость, и вы хотите научиться им противостоять, то необходимо опираться на следующие принципы действий:

— задавать вопросы, особенно такие, которые сбивают манипулятора с отработанного у него алгоритма управления вашим поведением и позволяют вам перехватить инициативу в общении. Например — «Зачем вы мне это сейчас говорите?», «Чего вы хотите добиться своими словами?»;

— не смотреть манипулятору в глаза, не позволять прикосновений к себе, не принимать никаких решений и не совершать рекомендуемых действий под психологическим давлением;

— отказываться от подозрительных предложений, уверенно говорить «нет»;

— не делиться личной информацией с незнакомыми людьми.

В случае затруднений при попытках самостоятельно научиться противостоять манипуляциям, обращайтесь за профессиональной помощью к психологам ГБУ «Московская служба психологической помощи населению».

Если тема манипуляций для вас актуальна, у вас есть желание посвятить ей больше времени, подробно познакомиться с техниками защиты от психологических манипуляций, то ждем вас на бесплатном вебинаре «Противодействие манипуляциям в общении», который состоится 16 января 2024 г. с 15.00 до 17.00.

На этом вебинаре вы сможете узнать о том, что такое осознанная и неосознанная манипуляция, какие есть способы распознавания манипулятивной угрозы и т.п. Практическая часть вебинара включает в себя обмен личным опытом участников и совместное освоение техники.

Анна Сергеева

Психолог Московской службы психологической помощи населению. Ведущая групповых форм работы по разным направлениям. В групповой работе, как очного, так и онлайн-формата считаю важным давать не только теоретический экскурс по заявленной теме, но и практические упражнения, которые после совместного выполнения в группе можно делать самостоятельно, улучшая качество своей жизни.

Кредо моей профессиональной деятельности можно охарактеризовать цитатой Карла Роджерса: «Многочисленные проблемы возникают, когда мы пытаемся оправдать ожидания других, вместо того, чтобы определить наши собственные».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх