Понравилось читать? Подпишитесь!

Визуализация мыслей: Магия Метафорических Ассоциаций

Метод «Метафорических ассоциативных карт» (МАК) возник в середине 80-х годов прошлого века. Он основан на концепциях гештальт-терапии, архетипической психологии Карла Густава Юнга, метафорическом мышлении и проективных методах. Первый создатель колоды МАК профессор искусствоведения Эли Раман говорил следующее:

«Люди приходят в картинную галерею и на расстоянии вытянутой руки (а иногда и в несколько шагов) рассматривают изображения на полотнах, оставаясь лишь в пассивной роли наблюдателя. Это крайне печально, учитывая то, как много переживаний и идей несёт в себе каждое произведение искусства на выставках. Поэтому нужно приблизить зрителя к творчеству художников, и сделать это можно в буквальном смысле – позволить наблюдателю держать картину в своих руках.»

            Метод метафорических ассоциативных карт (МАК) является инструментом психологической диагностики и психотерапии, который позволяет исследовать внутренний мир и эмоциональное состояние человека с помощью ассоциаций, создаваемых в процессе работы с картами.

            В основе метода лежит использование набора карт с изображениями различных объектов, символов и сцен, которые выбирает исследуемый, или с которыми он ассоциируется. Карты обычно разнообразны и содержат изображения, связанные с природой, людьми, предметами и абстрактными концепциями.

Чтобы понять, как устроен механизм работы МАК, с точки зрения психологии, постараемся разобраться в том, что такое «Ассоциативное мышление», «Метафора», и как оно работают механизмы, связанные с этими процессами. Если говорить простыми словами, то ассоциативное мышление – это способность нашего мозга связывать предметы, идеи и концепции на основе их сходства по признакам. Данный механизм позволяет связывать, казалось бы, несвязные вещи. С рождения до сегодняшнего дня весь наш субъективный жизненный опыт накоплен в виде знаний, слов, образов, звуков, запахов, вкусов, ощущений, мыслей, умозаключений и т.д., и т.п. То есть, все что мы на данный момент знаем и помним было откуда-то позаимствовано. Поэтому, когда вы, например, испытываете какие-либо чувства, или слышите слово, или видите картинку из интернета, ваш мозг моментально берет из памяти соответствующую информацию, конструируя целую сеть ассоциаций. Например, если вы услышите слово «Море», то, наверняка, кто-то из вас услышит звуки бьющихся о берег волн, вспомнит вкус соленой морской воды, а кто-то представит себе курорт на черноморском побережье, и все это будет сугубо индивидуально. Все мы имеем свой уникальный жизненный опыт, благодаря которому наше ассоциативное мышление очень субъективно.

Что такое «Метафора»? С древнего греческого слово «Метафора» переводится, как «перенос». Это выражение или слово, которое мы употребляем в переносном значении, в основе которого лежат схожие признаки. Например, «осенняя золотая листва». Все понимают, что листва не сделана из золота, просто ее цвет позволяет создать такой метафорический образ – листва желтая, золото тоже желтое. Но в отличии от ассоциации, метафора содержит перенос, доступный для понимания большинства людей. Например, «осенью в лесу золотой ковер из листьев» — это метафора. «Осень в лесу» — «прохладно», «красиво», «спокойно», «животные запасают еду на зиму» – это все ассоциации. На принципе метафорического и ассоциативного мышления и основана методика МАК.

Многие знают тест Роршаха, или Тест пятен Морена, который основан на проективном подходе к психологической оценке личности. Этот тест был разработан швейцарским психиатром Германом Роршахом в 1921 году и изначально носил название «Психодиагностический тест с листовыми пятнами».

Основная идея теста Роршаха заключается в использовании абстрактных чёрно-белых чертежей, которые называются «пятнами». Эти пятна, состоящие из симметричных абстрактных форм, представляют собой предметы или сцены, которые могут вызывать различные ассоциации у людей. Участникам теста предлагалось посмотреть на каждое пятно и рассказать, что они видят в нём. Ключевыми факторами для интерпретации ответов являлись содержание ответа, использованные детали, эмоциональные реакции и особенности восприятия.

            Интерпретация ответов в тесте Роршаха основана на предположении, что участник проецирует свои неосознаваемые мысли, желания и конфликты на неопределенные стимулы пятен, что может отражать его внутренний мир и способы восприятия реальности. Тест Роршаха использовался десятилетиями и используется до сих пор, правда, в основном в психиатрии. Позже, спустя практически 60 лет, был разработан похожий по принципу работы и более универсальный метод для переноса и ассоциативно-метафорических интерпретаций, который оказался полезным не только в психиатрии, но и в консультативной работе с психологом – это метод «Метафорических ассоциативных карт».

Процесс работы с МАК может быть различным в зависимости от конкретного метода и практики психолога, однако, обычно он включает следующие этапы:

1. Выбор карт: человек выбирает карты, которые вызывают в нем какие-то эмоции, ассоциации или образы, соответствующие его текущему состоянию или теме исследования.

2. Расстановка карт: человек располагает выбранные карты на столе или планшете в определенном порядке или паттерне, отражающем его внутренний мир, отношения или ситуацию.

3. Интерпретация карт: психолог проводит диалог или задает вопросы, исследуя значения, эмоции и ассоциации, связанные с выбранными картами и их размещением.

4. Размещение в контексте: карты и их расстановка рассматриваются в контексте конкретной темы или вопроса, чтобы получить глубинное понимание эмоционального состояния, проблемы или потребностей человека.

   Метод МАК позволяет выразить свои внутренние переживания, эмоции и концепции через образы и символы. Это помогает психологу лучше понять внутренний мир исследуемого, идентифицировать потребности, цели или проблемы, а также развивать эмоциональное самосознание и осознанность.

В методе метафорических ассоциативных карт существует несколько различных видов раскладок. Вот некоторые из них, которые могут встречаться при работе с МАК:

1. Свободная раскладка: Карты выбираются и раскладываются на столе в свободном порядке. Человек имеет полную свободу выбирать, какие карты ему интересны и как он хочет их расположить. Этот метод позволяет исследовать свои ассоциации и мысли в отношении выбранных карт без предварительных ограничений.

2. Раскладка по теме или вопросу: Психолог предлагает выбрать карты, которые связаны с конкретной темой или вопросом, которые интересуют исследуемого. Например, это может быть тема отношений, самооценки, профессионального развития или любой другой аспект жизни. Карты выбираются с учетом этой темы, и раскладка позволяет исследовать внутренние переживания субъекта в контексте этой особой области его жизни.

3. Замена карты: В процессе раскладки человеку предлагается заменить одну или несколько карт, если он чувствует, что выбранные вначале карты не совсем подходят или его ассоциации меняются. Замена карты может отразить изменение восприятия субъекта или более глубокую осознанность его эмоционального состояния или проблемы.

4. Раскладка временных линий: В этой раскладке карты располагаются на столе в порядке, отражающем временную линию или последовательность событий. Это позволяет нам исследовать свое личное развитие, изменения или периоды жизни, а также отношения между разными событиями.

5. Композиционная раскладка: Карты раскладываются на столе таким образом, чтобы создать композицию или сцену. Человек может использовать разные карты, раскладывая их в соответствии с определенной историей, ситуацией или образом, который он хочет выразить. Этот метод может помочь более ясно представить или проиллюстрировать свои мысли и эмоции.

   Важно помнить, что выбор конкретной раскладки зависит от целей и потребностей исследуемого. Использование разных видов раскладок может обогатить процесс работы с МАК и помочь человеку получить более глубокое понимание своего внутреннего мира.

Некоторым нашим читателям могло показаться, что данный метод напоминает подобие гадания на картах. Но, в отличии от карт Таро, или гадания на обычных картах, методика МАК основана исключительно на научной психологии и ее аспектах ассоциативного и метафорического мышления. Скорее, так называемые гадалки, маги и прочие чародеи используют психологические знания, чтобы наживаться на доверчивых людях. Они также используют ассоциативно-метафорическое мышление своих «клиентов», которое преподносят под видом магии и колдовства. Но, в отличии от МАК, где клиент сам интерпретирует выбранную им карту, их методы работы с картами Таро, обычными картами или рунами заключаются в том, что их «магические символы» несут много неоднозначных расшифровок. А мышление клиентов данных «колдунов» само интерпретирует услышанное в своё желание или страх.

Например, возьмем карту «Висельник» из колоды Таро. Его значение звучит примерно так: «Карта Висельник может указывать на необходимость переоценить ситуацию или проблему. Она говорит о необходимости изменить свою перспективу, подойти к ситуации с другого угла, пересмотреть свои убеждения и ожидания. Также она может символизировать временную паузу или застой, когда клиент может нуждаться во времени для самоанализа, обдумывания и внутренней работы. Это может быть призывом к глубокому размышлению и внутренней трансформации».

И это выдержка лишь из пары источников, значений данной карты может быть и больше, в зависимости от вопросов, раскладки других карт Таро и прочего… И даже данная интерпретация звучит крайне неоднозначно. Ведь всем нам порой, независимо от ситуации, необходимо что-то обдумать, осмыслить и оценить. Подобные слова можно отнести к решению практически любой проблемы. Но если говорить эти очевидные вещи сухим научным тоном, то данные слова не будут восприниматься также, как если бы их произносили загадочным тоном голоса, а рассказчик был бы одет в мантию с чалмой на голове.

Не доверяйте шарлатанам, называющих себя «магами, гадалками, экстрасенсами», а также псевдоспециалистам, именующими себя «астра или парапсихологами». Требуйте наличие высшего психологического образования и удостоверение или сертификат о том, что специалист прошел обучение по методу МАК. Иначе вы рискуете стать жертвой аферистов. Обращайтесь в проверенные организации, такие, как ГБУ МСППН, где есть квалифицированные специалисты, владеющие проверенными психологическими методами, в т.ч, и методом МАК!    

Виталий Смолков

Специалист широкого профиля в области психологии. В МСППН работаю с 2012 года. Помимо двух психологических, имею среднее медицинское образование (фельдшер). С 2013 года провожу групповые занятия, посвящёные саморегуляции эмоциональных состояний. Также веду индивидуальные приёмы по проблематике невротических, тревожных и депрессивных состояний. Работаю с психологическими травмами, потерями, психосоматическими расстройствами, личностными и внутриличностными конфликтами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх