Как сделать пребывание ребенка в интернете безопасным? Основы цифровой гигиены для детей и родителей

Итак, мы принимаем тот факт, что без интернета современный ребенок уже не может существовать. Но как же нам, родителям, сделать безопасным пребывание ребенка на виртуальных просторах? В интернете же столько мусора, грязи, нежелательного контента! Как же быть?

Для того, чтобы защитить своего ребенка от неподобающей информации, необходимо знать врага в лицо и четко понимать, от чего стоит защищаться. Не вся информация, собранная в интернете одинаково вредна. Как было описано ранее (см. статью «Дети и гаджеты – есть ли польза?»), у онлайн доступа есть множество плюсов. 

Цифровая грамотность (digital fluency) включает в себя набор знаний, необходимых для использования ресурсов интернета с максимальной пользой для себя. Она включает в себя правила цифровой гигиены, которые необходимо соблюдать для сохранения психологического здоровья и безопасности интернет пользователя. Придерживаясь этих правил, родитель  может не только обезопасить своего ребенка от нежелательного контента, но и продемонстрировать ему все возможностям сети.  Пребывание в интернете станет гораздо более интересным и познавательным, если уметь отгородиться от информационного мусора.

Правила цифровой гигиены для детей дошкольного и младшего школьного возраста:

  1. Программы контроля и ограничений. Во многих антивирусах есть функция родительского контроля, позволяющие блокировать определенные сайты или ограничивать доступ к неуместному контенту. Также существуют детские поисковые системы (например, “Спутник.дети” и “Гогуль”), включающие в себя только программы для детворы. Однако не стоит совсем отстранять ребенка от всемирной сети. Объясните, что иногда будете контролировать его во “взрослом интернете” для его безопасности и вашего спокойствия. Потому что даже взрослые часто становятся жертвами мошенников и попадают в неприятные ситуации. 
  2.  Доверие. Пообещайте, что не будете ругать ребенка, если он случайно перешел по ссылке, увидел картинку или нажал на недетское видео. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок сам сообщал вам о нахождении пугающей или неприятной информации.
  3. Незнакомцы. Дайте ребенку понять, что далеко не вся информация, которая пишется в интернете, является правдивой. Не стоит верить кричащим заголовкам или добрым словам незнакомца. За красивой картинкой может скрываться кто угодно! Попросите его рассказывать о его новых друзьях в интернете и относитесь к ним как к реальным людям. Для ребенка они могут быть не менее значимы, чем одноклассники. Договоритесь с ребенком о том, что он должен обязательно сообщать вам об очных встречах со знакомыми из интернета. Дайте понять, что вы вовсе не хотите ограничивать его свободу, а только желаете убедиться, что все действия безопасны для него.
  4. Личная информация. Обязательно объясните детям, что ни в коем случае нельзя передавать кому-либо следующую информацию: адреса, телефоны, информацию о родителях, пароли и коды, семейный распорядок дня, личные фотографии. Нельзя открывать вложения из писем от незнакомцев, нажимать на всплывающие баннеры и ссылки. 

Правила цифровой гигиены для детей подросткового возраста:

Подростки наиболее всего подвержены влиянию интернет ресурсов. Это возраст конфликта между потребностью в сепарации (отделения) от родителей и прежней зависимости от них. Виртуальные просторы идеальное место для того, чтобы ограждаться от родителей: здесь можно найти друзей по интересам, учиться новому, объединяться в группы, творить и общаться без ограничений на любые темы. Для современных подростков интернет — их личное пространство свободы, поэтому пускать туда родителей они, разумеется, не хотят. Хотя молодые люди являются наиболее уязвимой группой, поскольку легко поддаются внушению и увлекаются какой-то новой идеей. 

Насильно ограничивать их пребывание в сети нет никакого смысла — ничего, кроме активного сопротивления это не вызовет.  Однако, понимать, не представляет ли пребывание в интернете угрозу психологическому благополучию ребенка, безусловно, стоит. 

Родителю подростка рекомендуется обратить внимание на следующее:

  1.  Изменение поведения: подросток стал отстраненным, депрессивным, ни с кем не общается, постоянно молчит, отвечает стереотипно и безучастно. 
  2. На личной странице в социальных сетях ребенка много фотографий с лестничными проемами, крышами, порезами на руках, ножами, лезвиями.  Встречаются записи с хэштегами #хочувигру, #морекитов, #тихийдом, #китобой и т.п.
  3. Теряется аппетит, нарушается сон, пропадают интересы, перестает следить за собой.
  4. Не идет на контакт с вами, вообще не выходит из-за компьютера и из дома, сильно ухудшается успеваемость. 

Все перечисленные особенности могут быть признаками попадания в интернет сообщества, пропагандирующие само повреждающее поведение. Такие виртуальные группы могут нанести совсем не виртуальный вред здоровью ребенка. В случае обнаружения подобных признаков следует обратиться за помощью к психологу.

Во всех остальных случаях само по себе пребывание в интернете не несет серьезной опасности. Стоит помнить о том, что дети поколения Z выросли в условиях интернета. У современного подростка там протекает вся жизнь и абсолютно нормально, когда он не хочет ею делиться. Если тинейджер не выходит гулять с друзьями — это не значит, что у него нет друзей. 

Чаще общайтесь со своим ребенком, искренне интересуйтесь его увлечениями. Попросите рассказать о том, что сегодня интересного произошло в сети. Подчеркивайте, что у него всегда есть выбор, рассказывать или нет. Так вы покажете, что не давите на него, и он сам решает, чем с вами делиться. Уважайте его увлечения, даже если они покажутся вам странными и незнакомыми. 

Соблюдение этих рекомендаций поможет не только оградить детей  от неприятностей, но и вам быть спокойнее. В основе всех этих правил лежит не контроль действий ребенка, а доверие друг к другу. Только договариваясь вам удастся создать безопасность и спокойствие для всех членов семьи.  

Анна Пустовалова

Анна Пустовалова

Клинический психолог.

Работаю в направлениях гештальт-терапии, КБТ, арт-терапии. Также занимаюсь психодиагностической работой.

Сфера практических интересов: наркологические проблемы, депрессивные и тревожные расстройства, невротические состояния, расстройства личности. Помогаю справиться с трудными жизненными ситуациями и кризисами, обрести себя и свою индивидуальность, научиться жить счастливо и в удовольствие.

2 комментария для “Как сделать пребывание ребенка в интернете безопасным? Основы цифровой гигиены для детей и родителей

  1. От того, что все перешли на дистанционное обучение легче не становится. Мой ребенок пропускает уроки, и я не могу его заставить сесть за компьютер по учебе. Это постоянные скандалы, слезы и истерики. А когда я пытаюсь ограничить его пребывание в интернете за играми, нарастает новая волна «негодования». Можно ли сделать так, чтобы перенести его интернет интерес на учебные задачи? В какой-то момент у меня просто заканчиваются силы и слова убеждения

    1. Ольга, добрый день!
      Сейчас действительно сложилась непростая и нетипичная ситуация, когда все обучение происходит дистанционно, сидя за компьютером. В этой ситуации становится сложнее наладить режим дня и четко отделить учебу от развлечений. Многие дети воспринимают сложившиеся обстоятельства как «каникулы». Из-за этого сильно страдает учебная мотивация, поскольку нет внешних рамок (например, нет учителя, парты, других детей). И я понимаю, что очень тяжело справиться с детским «негодованием».
      Сколько времени ребенок раньше проводил за компьютером? Сколько времени проводил на уроках, сколько времени тратил на домашние задания? Посчитайте вместе с ребенком эти часы и выпишите их.
      Можно объяснить ребенку, что сейчас распорядок дня точно такой же, как и раньше. То есть для того, чтобы он проводил время за игрой столько же, сколько и раньше, ему нужно до этого поработать столько же, сколько и раньше. Он же всегда жил по такому графику, будет честно сохранить договоренности и придерживаться их.
      Если он отказывается проводить необходимое количество часов за учебой, то, значит, все остальные правила тоже не действуют, и часы за компьютером не могут быть такими же.
      Попробуйте составить распорядок дня и договориться с ребенком, на какое дело сколько времени необходимо. «Поработал — отдохнул» — все честно, все как и раньше, до самоизоляции.
      Надеюсь, мой ответ Вам поможет!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх