В психологической сфере услуг иногда встречается вопрос примерно следующего содержания: «Где находится граница нормы в отношениях между клиентом и его психологом?». Вопрос не праздный, т.к., с одной стороны, существует этический кодекс, в котором прописаны правила, где не допускается близость в личных отношениях между психологом-консультантом и его клиентом. Обусловлено это тем, что субъективная оценка может мешать объективному взгляду психолога на личность самого клиента и его проблему, что, в лучшем случае, никак не разрешит эту проблему, а в худшем, может её усугубить и навредить самому клиенту. Именно поэтому к работе с психологом не допускаются его родные и близкие.
С другой же стороны, и в кинематографе, и в литературе периодически встречаются описания того, как близость психолога и его клиента приводят к «счастливым отношениям» или «чудесному исцелению». Например, в одном из фильмов кинокомпании Marvel Studios описывается «красивая любовная история» между психопатом Джокером и его психотерапевтом Харли Квинн, в которой пара объединяется в успешный «союз злодеев». А в книге Ирвина Ялома «Лжец на кушетке» описываются ситуации, в которых между психотерапевтом и его клиентом также возникает любовная связь.
Фильмы и книги – это художественный вымысел, но история практической психологии знает реальные случаи любовных историй между психологом и его клиентом. Например, Фриц Перлз, основатель Гештальт-психологии был влюблен в ученицу З. Фрейда Карен Хорни, находясь у нее на психоаналитической кушетке. И однажды пришел к ней на прием с цветами. Правда, Карен не ответила ему взаимностью, решив проанализировать его поступок. И есть мнение, что после этого случая Перлз разочаровался в психоанализе, назвав его «бесполезной жизнью на кушетке». А позже женился на психологе Лоре Познер, с которой и создал новое направление Гештальтат-терапии.
Важно понимать, что приведенные примеры являются скорее исключением. В современной работе по оказанию психологической помощи людям если и возникают близкие отношения между психологом и его клиентом, то это происходит чаще всего вопреки правилам. Например, по неопытности самого психолога-консультанта, решившего, что близкие отношения будут эффективней его формальной работы. Одной из причин подобного поведения со стороны психолога могут быть его «непроработанные» проблемы в личной жизни, которые специалист проецирует на клиента. Также причиной этому явлению может служить позиция «спасателя» по отношению к клиенту, суть которой заключается в установке: «я буду тебя спасать, независимо, хочешь ты этого или нет», что, само собой, является нарушением норм этики, т.к. в данном случае психолог принимает на себя ответственность за личный выбор и решение клиента. К сожалению, на данный момент не проведено исследований, касаемо изучения близких отношений между психологами и их клиентами, т.к., во-первых, существует принцип конфиденциальности, запрещающий публично выносить содержимое психологических консультаций. А во-вторых, психолог, решившийся заводить близкие отношения с клиентом, понимает неэтичность своего поступка и мало вероятно захочет кому-то об этом рассказывать.
Что касается самих клиентов, решивших сблизиться со своим психологом, то тут причиной чаще всего являются проекции и переносы. Если говорить простыми словами, то проекция – это когда клиент проецирует образ своего «идеального мужчины или женщины» на личность психолога-консультанта. А перенос – это когда клиент «переносит» образ своей «родительской фигуры» на своего психолога, не понимая, что психолог в работе – это только часть его реальной личности. И что в повседневной жизни психолог может далеко не соответствовать ожидаемому образу. Это во время консультационного процесса психолог может быть учтивым, бережливым к чувствам клиента, понимающим и принимающим его самого и его проблемы. Во время своей работы психолог не нравоучает, не обесценивает, обходится без резких высказываний и резкой критики по отношению к клиенту, вызывает чувство полного доверия, что и создает иллюзию того, что «психолог — это идеальный для меня человек». Что, конечно же, является глубоким заблуждением, которое может привести к сильному разочарованию.
Если вы заметили, что ваш психолог проявляет к вам чрезмерно много внимания, которое может выражаться в частых похвалах, лести и «нездоровом» интересе к вашей личности (навязчивое поведение, попытки сблизиться и устроить личную встречу, готовность помогать вам бесплатно и вне рабочего времени, намеки на интимную близость и попытки физического контакта, предложение дружбы и т.п.), лучше сразу отказаться от работы с таким специалистом – данные отношения не помогут вашей проблеме, а могут даже усугубить ситуацию. А психологам, у которых возникают подобные чувства к клиентам, настоятельно рекомендуется обратиться к супервизору и пройти личную терапию.
Если же вы заметили, что у вас у самих возникли чувства к психологу-консультанту, то постарайтесь следовать следующим рекомендациям:
- Не стесняйтесь рассказать об этом вашему психологу. Если специалист компетентен и квалифицирован, он ни за что на свете не будет использовать ваши чувства для удовлетворения собственной выгоды. Скорее, он поможет вам разобраться в причине возникших к нему чувств и прояснить их «механизм», чтобы это не мешало вашей работе. А если чувства настолько сильные, что вы не можете их контролировать, поможет «мягкому» завершению ваших «рабочих» отношений.
- Если же вы стесняетесь признаться в чувствах к вашему специалисту, то помните, что вероятнее всего вы влюблены не в человека, а только в одну из его «рабочих частей». Психологи — такие же люди, со своими достоинствами и недостатками. И если психолог бережлив и внимателен к вам во время консультации, то это не значит, что он будет вести себя также в повседневной жизни. А это может вызвать у вас настолько сильное разочарование, что впоследствии травмирует вашу психику. И, к тому же, любовные чувства к специалисту мало вероятно помогут вам в решении ваших проблем. Поэтому, постарайтесь найти силы для того, чтобы отказаться от работы с таким психологом и лучше перейдите к другому специалисту.