Понравилось читать? Подпишитесь!

Рассуждения о массовой культуре

Для того, чтобы понимать, как воздействует массовая культура на людей и каждого человека в отдельности, важно прежде всего определить для себя, что мы будем считать явлением массовой культуры. Как мы будем понимать вообще, что такое культура? В широком или узком смысле будем рассматривать понятие «культура»?

В широком смысле культура – это «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (Советский энциклопедический словарь, 1990).

В узком смысле культура – это сфера духовной жизни людей. Эстетическая и духовная жизнь и деятельность человека, умение и способность художественно воспринимать, отображать внешний и внутренний мир.

Любой человек живет и развивается в культурной среде, среди созданных другими людьми материальных и духовных благ. Вне человеческой культуры человек и не сможет стать человеком, если не усвоит необходимые для жизни знания, умения и навыки. В широком смысле все, что создано людьми, является культурой. Мы говорим о культуре речи, поведения, употребления пищи. Но также мы говорим о культуре как о наличии и освоении общечеловеческих и духовных ценностей, о культуре как о накопленных человечеством предметах и явлениях искусства: литературы, изобразительного искусства, кинематографа, музыки и т.д.

Если уделить внимание развитию человеческой личности в определенной культурной среде, то становится очевидно, что ознакомиться со всеми произведениями, например, литературы или живописи, существующими в родной стране, невозможно. Экскурсоводы говорят, что для того, чтобы обойти весь Эрмитаж и осмотреть все экспонаты, потребуется не менее 6 лет. Это при условии, что у каждого экспоната человек остановится всего на одну минуту! Понятно, что не каждому специалисту, изучающему изобразительное искусство, доступно такое путешествие по Эрмитажу, не говоря уже об обычном человеке, не имеющем отношения к искусству. «Если взять только такую область высокой культуры, как искусст­во с его разнообразными жанрами, то для достаточно глубокого постижения даже одного из них порой не хватает всей человеческой жизни» (Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд — 2. СПб., 2001).

Закономерно возникает вопрос: как сделать доступными сокровища мировой культуры, культуры страны для широких масс? Как обычному человеку, не являющемуся работником сферы культуры, приобрести свой собственный культурный опыт, приобщиться к духовному и эстетическому опыту человечества?

Стоит предположить, что массовая культура, в противовес элитарной культуре, появилась как возможность сделать доступными для широких народных масс духовные и эстетические ценности. Массовую культуру можно рассматривать как вариант прикладной культурологии, которая создана для запуска и поддержания механизма формирования в каждом человеке повседневной практической культуры.

Термин «массовая культура» (масскультура, поп-культура) возник в 40-х годах 20 века в трудах Макса Хоркхаймера и Дуайта Макдональда. Массовая культура определяется как культура быта, информации и развлечений, существующая в современном обществе. «К сожалению, кино, телевидение, иллюстрированные журналы и другие средства массовой информации, равно как реклама или коммерческо-развлекательные учреждения, часто пропагандируют дале­ко не лучшие образцы культуры и в определенной мере подрывают в массовом создании традиции этнической и национальной культуры» (Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд — 2. СПб., 2001). Увы, массовую культуру периодически осуждают за то, что она предлагает массовому зрителю произведения низкого качества, что она показывает то, что покупают, а не то, что развивает человека эстетически и духовно. Осуждают масскультуру за коммерциализацию, за то, что она ориентируется на спрос, показывает не великие произведения, например, киноискусства, а так называемые «мыльные оперы», потому что «мыльные оперы» смотрит гораздо большее количество людей. Упрекают массовую культуру в том, что она не формирует духовность, эстетический вкус людей, а идет на поводу у их низменных инстинктов, показывая сцены насилия и секса. Но так ли уж примитивна и продажна на самом деле массовая культура? Вина или беда массовой культуры в том, что она не демонстрирует произведения высокого уровня?

Культуру личности можно рассматривать на двух уровнях сознания: обыденном и научном. На уровне обыденного сознания проявляется стихийно сформированная повседневная культура, включающая разные виды культуры: личной гигиены, питания, человеческих отношений, восприятия искусства. На уровне научного сознания проявляется выработанная в процессе общего и профессионального образования высокая культура, которая проявляется в культуре труда, образования, в проникновении в мир искусства и создания его ценностей. Вероятнее всего, у большинства людей культурное развитие осуществляется на уровне обыденного сознания, большинство людей не учатся воспринимать и понимать на чувственном и интеллектуальном уровне произведения культуры и искусства. Получается, ситуация с усвоением культурного опыта человечества такова: высокую культуру могут освоить только те, кто профессионально ей занимается, да и то в достаточно ограниченном количестве (вспомним историю про Эрмитаж). Что же делать обычным людям, представителям самых разных возрастов,  профессий и видов деятельности, как не обращаться к массовой культуре, транслируемой с помощью средств  массовых коммуникаций (телевидение, интернет, радио, печать)?

Массовая культура и ее продукты ориентированы на большинство людей, адресованы разным возрастным группам. Она далеко не всегда примитивна и ориентирована исключительно на материальную выгоду. Если взять кинематограф как явление культуры, то мы можем увидеть большое количество фильмов, ориентированных на массового зрителя, при этом являющихся выдающимися произведениями. Например, фильмы Леонида Гайдая, Марка Захарова, Георгия Данелии и многих других российских режиссеров советского периода. Важно не только качество произведения с художественной точки зрения, но и то, какие ценности это произведение транслирует людям. Великое множество произведений масскультуры транслирует ценности добра, красоты, честности, семейных отношений. И у того, кто смотрит, всегда есть выбор: смотреть боевик со сценами насилия или лирическую семейную мелодраму.

Имеет значение не только то, какие произведения транслируют средства массовых коммуникаций, но и кто является их зрителем. По телевидению транслируют и произведения высокого искусства, например, оперу и балет, но находят ли эти произведения своего зрителя? Для восприятия произведений высокого искусства необходим определенный уровень подготовленности, сформированного эстетического опыта. Постижение культуры – это умение видеть, воспринимать, осмысливать воспринятое. Любой человек — и ребенок, и взрослый — является активным участником в процессе освоения культурного наследия, способен выбирать, что смотреть и слушать. Каждый человек в процессе своего роста и развития формирует и выращивает свой собственный опыт соприкосновения с культурой, пополняет свой эстетический опыт тем, что затрагивает его сферу чувств и производит впечатление.

У массовой культуры есть важная для общества функция первичной социализации и введения личности в мир культуры. Формы проявления высокой и массовой культуры могут восприниматься гармонично одним и тем же человеком, способствовать его эстетическому и духовному развитию.

Анна Калинушкина

Здравствуйте, дорогие читатели!

Рада вашему вниманию и интересу к моим текстам. Будучи еще подростком, я увлекалась психологией, читая научно-популярные книги и посещая Школу юного психолога при факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. А теперь я сама пишу популярные статьи на разные темы о психологии. Закончила факультет психологии МГУ я в 1998 году, кафедру нейро- и патопсихологии. Работаю психологом более 20 лет, занимаюсь индивидуальным и семейным консультированием, веду вебинары, семинары, лекции, киноклуб. В консультировании использую гештальт-терапию, когнитивно-поведенческую терапию. Интерес к психологии, практической и теоретической, сопровождает меня на протяжении всей моей сознательной жизни. А самое главное – мне интересны люди, которые приходят ко мне, я радуюсь, когда помогаю моим клиентам преодолеть трудные жизненные ситуации, выйти из тяжелого эмоционального состояния. Но совсем необязательно обращаться к практической психологии только тогда, когда тяжело. Психология помогает человеку понять себя и других, и очень важен этот интерес к себе и другим. Пусть наш блог и, в частности, мои статьи помогут вам реализовать этот интерес.

Один комментарий к “Рассуждения о массовой культуре

  1. Массовая культура — культура быта, развлечений и информации, ориентированная на максимально широкую аудиторию. Она направлена на формирование интереса у подавляющего большинства людей, независимо от социального статуса, профессии или достатка. Это культура обыденной и привычной каждому жизни, которая транслируется по телевидению, через интернет и художественные произведения. Ее содержание базируется на желаниях и потребностях, являющихся обязательными и привычными элементами повседневной жизни для подавляющего большинства людей.

    Массовая культура подвержена влиянию главного рыночного условия – спрос формирует предложение. Люди получают то, что хотят увидеть, потрогать, почувствовать. Общественность и широко распространенные идеи оказывают взаимное влияние друг на друга. Основной культурный элемент – коммерция. Зрители готовы заплатить за отвлечение своих мыслей от существующих проблем, получения чего-нибудь незаурядного, создания разнообразия в жизни, развлечений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх