Понравилось читать? Подпишитесь!

Главное — не победа, а участие?

Игры существуют испокон веков. Есть игры детские, цель которых развивать у ребенка умения и навыки, а также учиться командному взаимодействию. А есть игры для взрослых, изначально созданные для интересного времяпрепровождения и развлечения. В современном мире существует огромное количество игр: командные, настольные, компьютерные, спортивные, ролевые и др. Но, к сожалению, бывает так, что не всем они приносят радость.     

Есть люди, которые играют в игры не для получения удовольствия от самого процесса игры, а исключительно ради победы. И если одни спокойно и достойно принимают проигрыши, то для других – это настоящая трагедия, которая вынуждает их злиться и проявлять агрессию к оппонентам, испытывать сильное разочарование, замыкаться в себе или демонстративно покидать помещение. Вот пример из психологической практики, когда клиент описывает свое состояние после проигрыша в шашки:

 «Меня как будто бы с головой накрывает неприятное сильное ощущение и начинается тремор. В этот момент я буквально ненавижу себя и своего соперника, мне кажется, что он смеется надо мной и злорадствует над моим поражением, хотя в действительности это не так, и умом я все прекрасно понимаю. Но мои чувства как будто бы мне неподвластны. Мне хочется отыграться из-за сильных эмоций или заплакать и убежать. Я понимаю, что выгляжу посмешищем в глазах окружающих, из-за чего начинаю не любить себя еще сильнее. И упаси Бог, если кто-то начнет в этот момент надо мной шутить или смеяться. Данное состояние может длиться от 15 минут до целого часа. Потом я остываю и прихожу в норму, но в момент осознания проигрыша мне очень больно».

Подобные состояния возникают у людей, не умеющих контролировать свои эмоциональные реакции. В частности — чувство азарта. Самоконтроль и навык саморегуляции формируются еще в детстве. Недостаточная развитость этих качеств — результат ошибок воспитания, неадекватного отношения к ребенку в ситуации игр, соревнований и т.п. Например, если значимые взрослые унижали или дразнили ребенка обидными прозвищами при неудачах, это вызывало в нем сильные негативные переживания, порождающие чувство агрессии и потребность доказать, что только он способен победить в этой игре. Либо взрослые внушали, что ребенок должен быть во всем первым и не позволять себе проигрыши даже в безобидных играх. Или чрезмерно баловали его, играли в поддавки, восхищаясь его триумфом, что вызывало сильную детскую радость от лёгких побед, приучало ребенка без усилий быть первым. Все это не давало ребенку полноценного опыта участия в играх, соревнованиях, не формировало у него психологическую готовность к неудаче, проигрышу. Результатом ошибочного воспитания в ситуации игр и соревнований может быть сформированная некритичность или сверхкритичность, что неразрывно связано с качеством развития самосознания, уровнем адекватности самооценки, самоотношением и отношением к другим людям. Дети, психологически не готовые проигрывать, испытывают очень глубокую негативную эмоциональную реакцию при неудачах, сильно разочаровываются в полученном результате. Особенно в ситуации проигрыша тому, кто был реально сильнее.  

Одной из причин потери контроля над своими чувствами и полного подчинения чувству азарта специалисты называют «дофаминовую петлю». Наша нервная система содержит в себе гормоны, которые отвечают за те или иные психические функции. Называются они «нейромедиаторы». Например, многие слышали про адреналин и норадреналин, которые возбуждают и расслабляют нашу нервную систему. Но есть также и нейромедиаторы, которые прозвали «гормонами радости» — это эндорфины и дофамины. Эндорфины вырабатываются в моменте обычного получения удовольствия от секса, вкусной еды, приятной музыки, смешной шутки и т.п. Также они формируются в моменте стресса или неприятной ситуации, чтобы притуплять боль. Дофамины же вырабатываются в условиях выполнения той или иной задачи. Когда древний человек выжидал добычу, сидя где-нибудь в зарослях, и ему удавалось ее поймать – он испытывал «дофаминовое» удовольствие. Благодаря дофамину мы чувствуем себя победителем в условиях осознания выигрыша. И нам, конечно, нравится это чувство, ведь оно приятно, к нему хочется возвращаться снова и снова. Но если мы проигрываем, то вырабатываются другие гормоны, которые заставляют нас испытывать чувство «горечи поражения» — это кортизол и норадреналин. От кортизола мы испытываем стресс, также этот гормон отвечает за тревожные ощущения. А от норадреналина у нас как будто «опускаются руки». В этот момент мы становимся ранимыми и чувствительными, хочется замкнуться в себе или отыграться, чтобы побороть свою внутреннюю боль из-за проигрыша. В этом и заключается суть механизма «дофаминовой петли». Человек становится чрезмерно азартным из-за желания «чувствовать триумф победы», как будто данное чувство вызывает зависимость. И чем дольше человек не получает желанного выигрыша, тем сильнее зациклен на нём и готов играть до конца, пока не кончатся силы. При этом сильные негативные эмоции из-за выработанных кортизола и норадреналина мешают взять себя в руки и рационально подойти к игре. Подобный механизм может сформировать игровую зависимость или игроманию.

Чтобы снизить риск формирования нездорового чувства азарта у ваших детей, постарайтесь следовать следующим рекомендациям:

  1. Объясните ребенку доступными словами разницу между «игрой-развлечением» и «игрой-экзаменом». Игры-развлечения существуют для безобидного времяпрепровождения, в них нет настоящих победителей и проигравших – это просто способ «убить время» в приятной компании. И каждый в подобной игре может быть как победителем, так и проигравшим. Но это вообще ничего не значит в житейском плане. Даже частые проигрыши в игре-развлечении не меняют человека и не делают его хуже или лучше. По сути, человек остается таким же, каким и был, со всеми своими достоинствами и недостатками. А игра-развлечение — это просто игра, смысл которой — развлечься от самого процесса. Тогда как игры-экзамены — это то, от чего многое зависит для самого человека и к чему действительно следует относиться серьезно. Например, контрольная в школе, вступительные экзамены, профессиональные соревнования, олимпиады и т.п.
  2. Старайтесь избегать негативных оценок в сторону вашего ребенка из-за проигрыша, но при этом учите ваших детей уважать проигравших. Тут может помочь красивая фраза: «Лучше быть достойным проигравшим, чем отвратительным победителем».
  3. Не обесценивайте потребности ребенка «отыграться» в играх, где ему не удается выиграть. Избегайте издёвок из серии: «Ну что опять? Потом же плакать будешь!»; «Сыграть? А ножками стучать и реветь от проигрыша не станешь?». Подобные «шутки» формируют у вашего чада отношение к играм-развлечениям, как к играм-экзаменам.
  4. Дайте ребенку побыть с собой в моменте проигрыша. Конечно, для родителей морально тяжело наблюдать, как их ребенок плачет. В такие моменты просыпается «внутренний спасатель», который хочет избавить ребенка от негативных чувств. И распространенные ошибки родителей – это, например, играть в поддавки, делать подарки или уступки, что формирует у маленького человека установку: хочешь получить желаемое – закати истерику. Максимум, что вы можете сделать – это проявить эмпатию и пособолезновать горечи поражения, попутно объяснив, что в жизни вообще бывают как победы, так и поражения, и что и к тем, и к другим нужно привыкать.    

Если же вы взрослый, но замечаете за собой нездоровое чувство азарта, которое портит качество вашей жизни, то для вас есть следующие рекомендации:

  1. Негативные переживания возникают из-за желания выиграть. Следовательно, если осознанно отказаться от желания, то и страданий будет меньше. Не зря в философии буддизма сказано: «Желания порождают страдания». Откажитесь от желания выиграть, особенно в играх-развлечениях, от которых ничего не зависит. Старайтесь относиться к таким бессмысленным победам более безразлично. Например, «ну, победил – и победил; проиграл – и проиграл»; «не хочу желать себе победы» и т.д.
  2. Если вы чувствуете, что азарт вынуждает вас испытывать сильные неконтролируемые реакции, из-за которых иногда портятся отношения с окружающими, то не стесняйтесь говорить о своем азарте как о проблеме или даже заболевании. Так вы максимально сбережете чувства окружающих, которые, возможно, и не знают о вашей беде, и для которых будет шоком, когда они столкнуться с вашими «психами». Будьте честны, за честность практически не осуждают, напротив, честный человек вызывает больше доверия. Например, говорите так: «Я стараюсь избегать игр, даже самых безобидных, потому что патологически не умею проигрывать. Умом все понимаю, но в моменте проигрыша ничего с собой поделать не могу. Поэтому предупреждаю: лучше со мной не играйте, а дайте мне возможность понаблюдать за вашей игрой, за это я вам буду очень благодарен».
  3. Если же у вас полная игровая зависимость, и из-за этого возникают СЕРЬЕЗНЫЕ проблемы в семье и в жизни, то лучше вообще отказаться от игр и обратиться за помощью к специалистам. Например, психологи ГБУ «Московская служба психологической помощи населению» могут помочь вам разобраться с данной проблемой, а если случай совсем серьезный, помогут обратиться в нужное учреждение, где проводят групповые и индивидуальные занятия для людей, страдающих игроманией.                       

Виталий Смолков

Специалист широкого профиля в области психологии. В МСППН работаю с 2012 года. Помимо двух психологических, имею среднее медицинское образование (фельдшер). С 2013 года провожу групповые занятия, посвящёные саморегуляции эмоциональных состояний. Также веду индивидуальные приёмы по проблематике невротических, тревожных и депрессивных состояний. Работаю с психологическими травмами, потерями, психосоматическими расстройствами, личностными и внутриличностными конфликтами.

3 комментария для “Главное — не победа, а участие?

  1. Классное пояснение.
    Актуально и детям пересказать, и взрослым родственникам.

    Интересный кусочек внутри пояснения про эндорфины:
    «Эндорфины вырабатываются в моменте обычного получения удовольствия от секса, вкусной еды, приятной музыки, смешной шутки и т.п. Также они формируются в моменте стресса или неприятной ситуации, чтобы притуплять боль.»
    Можете, пожалуйста, в следующих публикациях рассказать про варианты, когда мозг (или подсознание) исподтишка гонит человека в стресс ради получения эндорфинов?
    При каких условиях такое стремление в стресс более вероятно, чем стремление к удовольствиям ради получения эндорфинов?

    1. Здравствуйте! Благодарю Вас за отзыв! Для нас это всегда очень ценно и полезно! Ваш запрос принят к сведенью, будем работать!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх