Рассматривая человека как часть социума, мы исходим из факта: каждый из нас психологически в той или иной степени привязан к определенной группе/группам, а наши отношения к другим людям тем или иным образом подчинены законам взаимоотношений части и целого, элемента и структуры. Под словом «этнос» принято понимать такую группу людей, которая исторически сложилась и закрепилась на определенной территории, отличается культурным, языковым и бытовым единообразием, а также осознанием факта принадлежности к этой общности. Один из отечественных исследователей психологии этносов — Стефаненко Т.Г., отмечает очень важную сторону такой группы: она межпоколенная, устойчива во времени, ее отличает стабильность состава, в ней каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, его невозможно «исключить» из этноса. Члены этой группы не только осознают свою тождественность с этнической общностью, но их объединяет и оценка значимости членства в ней, этнические чувства, разделяемые членами группы. Именно поэтому этнос является для человека надежной группой поддержки. В современном мире принадлежность к тому или иному этносу помогает человеку в поиске ориентиров, обеспечении стабильности в перенасыщенном информацией и нестабильном мире. Сегодня как никогда актуально то, на что обращает внимание этот исследователь — в условиях острой социальной динамики, нестабильности именно этнос часто выступает в качестве «аварийной группы поддержки». В таких условиях человеку свойственно ориентироваться, прежде всего, на «свою» этническую группу. Но его стремление найти для себя опору (а значит — психологически защититься) часто приводит к преувеличению места и роли этой группы, ее ценностей, когнитивным искажениям уровня позитивности и преимуществ в созданном им образе своей этнической общности. Как следствие, все это снижает ценность других этносов, увеличивает негативную составляющую в образе представителей иных общностей. В самом неблагоприятном варианте формируется «жесткий этноцентризм», крайняя степень которого может характеризоваться как «воинственный этноцентризм» и использоваться в различных идеологических доктринах, санкционирующих захват и угнетение других народов
Для психолога, который тем или иным образом решает задачи оказания помощи людям, где этническая составляющая занимает важное место, в фокусе внимания, прежде всего, находится проблема человека как неотделимой части психологически своеобразной этнической общности. Понимание неповторимости, специфики такой общности, ее принятие – важный шаг в решении поставленной задачи.
Если посмотреть на процесс развития личности, то видно, как рано или поздно происходит этническая идентификация (отнесение себя к определенному этносу). После того, как это произошло, человеку уже не сложно ответить на вопрос: «Кто ты этнически?». Такая идентификация себя и других формируется с помощью складывающихся в процессе воспитания представлений о признаках той или иной общности и фиксируется в этнических установках, стереотипах. Важно обратить внимание на тот факт, что значительная часть таких представлений далека от реальности и даже ложна. Многие из них построены на идеях, не имеющих под собой серьезных оснований, доказательств, на смешении понятий (например, этнос, народ, нация, раса и т.п.) и т.п.
В таком контексте здесь и далее мы будем рассматривать понятие «этнос» как особую устойчивую группу людей, которые осознают себя ее членами, опираясь, в первую очередь, на те признаки, которые выделены именно ими как отличительные, приписываемые именно данному этносу. Чем больше этнических групп выделяют те или иные признаки в какой-то конкретной этнической общности, тем вероятнее, что эти признаки ей присущи. Однако не следует забывать, что сами по себе этнические стереотипы не постоянны и через определенное время изменяются. Иногда настолько существенно, что почти не остается тех признаков, которые были выделены первоначально.
Часто в публикациях при обсуждении темы межэтнических установок, стереотипов и т.п. приводятся яркие примеры того, как совершенно по-разному представляются и, соответственно, называются некоторые поведенческие проявления людей, принадлежащих к разным этносам. Например, в России и во Франции уход не прощаясь, незаметно от группы гостей обычно называют «уходить по-английски». Но в США и Англии — «to take French leave», т. е. «уйти по-французски». Изменения представлений о других этносах и их представителях связано и с возрастом. Например, у детей до 6 лет представления о других этносах в основном включают только отличия от собственной этнической группы, а у тех, кому уже 10 и более лет — не только различия, но и сходства с собой. Важно отметить, что сегодня на эти изменения влияет очень высокая динамика контактов групп (по сравнению с тем, что было до 90-х годов ХХ века), особенно в случаях их длительного совместного проживания на одной и той же территории (факторы упрощения передвижения по миру, открытых границ, туризма, миграции, процесса глобализация и т.п.).
Наши непосредственные отношения к той или иной этнической группе есть отношения индивидуального к общему. Если человек принадлежит к какой-то этнической группе (этнически идентифицировался), то ему становятся свойственны определенные черты этой группы (в разной степени и в разных сочетаниях). Это достаточно ярко представлено в разнообразных продуктах человеческой культуры. В частности, многие из нас без труда определяют принадлежность слушаемой музыки к тому или иному этносу (цыганская, армянская, русская и т.п.). Вспомните, сколько придумано много разных анекдотов, юмористических рассказов и т.п., где показаны характерные признаки представителей того или иного этноса. Наверняка в детстве многие из нас слушали и читали сказки разных народов, в которых тем или иным образом представлены особые черты героев, принадлежащих к тому или иному этносу и т.п.
Все это позволяет нам здесь и далее исходить из того, что межэтнические отношения не ограничены тем, что происходит только между группами. К ним мы будем причислять и те отношения, которые проявляют отдельные люди к группам, опираясь на собственные представления (установки, стереотипы, социальные шаблоны и т.п.) об их этническом своеобразии и на соответствующие им (образам) переживания. Понятно, что в современном информационно-пресыщенном мире такие отношения во многом формируются не только под непосредственным влиянием ближайшего окружения (тех микрогрупп, в которых происходит реальное развитие личности), но и под существенным психологическим давлением всего общества. В том числе и быстро развивающегося сегодня «виртуального мира», с которым в той или иной степени уже связан каждый современный человек.
Среди множества современных исследований межэтнических отношений есть те, в которых представлены модели, позволяющие увидеть, как развиваются такого рода контакты. В частности, в «теории интегральной воспринимаемой угрозы» У. Стефан и К. Стефан, выделены четыре типа угроз, играющих важную роль в образовании предрассудков и предубеждений:
1) реалистическая угроза;
2) символическая угроза;
3) межгрупповая тревожность;
4) негативные стереотипы.
Первая — угроза политической и экономической самостоятельности группы (например, военная угроза), а также физическому или материальному благополучию группы и ее представителей (например, их здоровью).
Вторая порождается групповыми различиями в нормах, ценностях, стандартах, верованиях и установках. Это, прежде всего, угрозы мировоззрению группы, представители которой верят в моральную справедливость и универсальность собственной системы ценностей. Установлено, что чем в большей степени ценности, обычаи, традиции группы подвергаются блокированию со стороны иных групп, тем в большей степени будут негативны внутригрупповые установки по отношению к этим внешним группам.
Третья угроза связана с тем, что во время межгруппового взаимодействия люди всегда подвержены субъективному чувству тревоги и беспокойства, потому что боятся негативных последствий для себя.
Четвертая угроза обусловлена тем, что стереотипы во многом отражают степень воспринимаемой угрозы со стороны внешней группы, поскольку основная функция стереотипов заключается в регуляции собственного поведения при взаимодействии с членами других групп.
В целом можно сказать так: психологически сущность угрозы для этноса – это страх негативных последствий, который порожден неадекватными этническими стереотипами. Подтверждение этому мы находим в результатах ряда исследований тех или иных этносов и их отношений к другим этническим группам. В частности, отечественные исследования, проведенные в 90-е годы прошлого столетия в Южном федеральном округе, показали, что доминирующий на территории этнос «русские» часто приписывал представителям живущих там этнических меньшинств такое качество, как «сплоченность». При этом они определяли эту характеристику скорее в негативном свете, так как им не нравится социальная успешность и активность некоторых групп этнических меньшинств. Эти результаты порождают вывод о том, что этническое большинство может воспринимать сплоченность и активность этнических меньшинств как угрозу своему социальному статусу. Имеющиеся на сегодняшний день факты дают возможность еще раз говорить о необходимости не только активного продолжения исследований в области этнопсихологии, но и о значимости системной практической психологической помощи людям, принадлежащим к разным этносам и испытывающим различного рода трудности в отношениях с представителями других этносов. В первую очередь такая работа способствует формированию у населения адекватных представлений о специфике каждого этноса, обеспечивает развитие толерантности в отношениях между этносами и освоение людьми эффективных и конструктивных способов межэтнического взаимодействия. Это уже не раз подтверждалось результатами внедрения различных программ психологического просвещения, профилактики, развития с помощью групповой работы (развивающих групповых занятий, групповых психологических тренингов и т.п.), направленной на предотвращение межэтнических конфликтов, обеспечение межэтнической толерантности и др. В результате активного участия в такого рода программах люди начинают не только лучше понимать и принимать особенности поведения представителей других этносов, но и чувствовать себя уверенно, а также при взаимодействии с ними действуют конструктивно и бесконфликтно.
Мне представлялось, что мирное сосуществование разных этносов зиждется на единых правилах поведения в общественных пространствах, что обычно регулируется законодательно.
Чаще всего в тех межэтнических недопониманиях и конфликтах, о которых мне известно из обыденной жизни, проблема была в незнании этих правил или в нежелании выполнять общие для всех правила (то ли по причине осознания собственной исключительности, то ли из-за страха собственного унижения посредством соблюдения этих правил).
Спасибо, что начали об этом писать, давно жду таких статей.