Эмоции (от лат. Emoveo – потрясаю, волную) – это психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективную оценку ситуации, предмета или явления, выраженную в определенном наборе телесных ощущений и оценочных мыслей. Ощущения возникают всегда впереди эмоций. Еще в начале 20-го века британский нейробиолог Чарльз Скот Шеррингтон разделил их на три группы:
1. Экстероцептивные — ощущения, получаемые извне за счет слуха, зрения, обоняния, тактильных и вкусовых сигналов;
2. Интероцептивные — исходят от внутренних органов;
3. Проприоцептивные — исходят от опорно-двигательной системы: мышцы, кости, сухожилия.
Таким образом, сигналы от ощущений, направленные в кору головного мозга позволяют нам понимать, какую эмоцию мы испытываем. Например, когда у нас возникает обида, чаще всего мы ощущаем прилив слёз, комок в горле, слабость в конечностях. А если чувствуем злость, то обычно это неприятное ощущение в груди и в лице, напряжение в мышцах конечностей и другие субъективные ощущения.
Эмоции бывают положительные, отрицательные и нейтральные. Они могут быть сильными, а могут быть слабыми. Есть эмоции, мобилизующие к действию, например, побуждающие «плясать от радости», а есть сковывающие эмоции, которые склоняют к пассивности и полному бездействию. Эмоции могут относиться к ситуации актуальной, прошлой, будущей или воображаемой. Интересен тот факт, что отрицательных эмоций гораздо больше, чем положительных.
Для большинства людей, не интересующихся психологией, существуют сложности в разделении границ между такими понятиями, как эмоции, чувства, аффекты, настроения и переживания. Для многих эмоции и чувства – это практически синонимы. Даже в научном сообществе возникают споры и разногласия касаемо темы эмоциональных процессов. Например, величайший российский и советский психофизиолог И.П. Павлов практически не различал понятия эмоций и мотивации. Он и называл данное явление «эмотивными процессами», что и по сей день вызывает споры и дискуссии в научном сообществе. В данной статье мы не будем углубляться в эту тему, а попробуем расставить все на свои места простыми словами (насколько позволяет субъективное суждение автора этой статьи). У многих, например, могут возникнуть сложности при ответе на вопросы: является ли симпатия чувством или эмоцией, и можно ли назвать чувством «любовь к макаронам»? Свой ответ вы можете оставить в комментариях.
Итак, как было сказано ранее, эмоции – это психический процесс средней продолжительности. Т.е. эмоции длятся дольше аффекта, но меньше настроения и переживания. Аффект, в отличие от эмоций, развивается бурно и стремительно, но заканчивается он тоже быстро. И если эмоции и чувства мы способны в себе контролировать, например, скрывать свою злость от начальника или скрывать свою любовную симпатию к коллеге на работе, то в аффекте мы себя контролировать не можем. Например, аффект проявляется в моменте, когда мы на кого-то кричим или лезем драться, или ревём, или, напротив, пляшем от радости.
Настроение, в отличие от эмоций, которые за день могут меняться от ситуации к ситуации, длится гораздо дольше и может продолжаться от нескольких часов до нескольких суток. Если у человека плохое или хорошее настроение всегда и постоянно, то это нездоровый психический признак, который может указывать на депрессивное или, напротив, маниакальное состояние. При этом, даже если у человека плохое настроение, это не значит, что он или она не могут испытывать положительные эмоции, например, от вкусного ужина или какой-нибудь смешной ситуации.
С чувствами все немного сложнее. По сути чувства – это те же эмоции, но направленные на конкретный объект. Например, легкая симпатия к одногруппнику или одногруппнице в институте – это слабое (или легкое) чувство. И страстная любовь к тому же или той же одногруппнице/одногруппнику – это тоже чувство, но только сильное. Эмоции же направлены не на объект, а скорее отражают оценку ситуации. Например, «Меня справедливо похвалили, и я доволен» — это эмоция. «Когда я слушаю Моцарта, у меня возникает удовлетворение на душе» — это чувство, направленное на музыку Моцарта. Другой пример, «Мне обидно и досадно, что мне не дали выступить на собрании» — это эмоция. «Когда я вспоминаю отношения с Машей, мне становится обидно и досадно от того, что всё так вышло» — это чувства, направленные на отношения с конкретной девушкой.
Переживаниями принято считать эмоциональные процессы, которые происходят внутри нас, или в нашей психике. Мы можем скрывать от окружающих свое негодование, например, из-за конфликта на работе. Но внутри, в нашей голове, происходят «флешбэки» и оценки того, «что случилось и что мне с этим делать», которые могут вызывать страдания, скрытые от окружающих. Если переживаний много, и вы не можете справиться с ними самостоятельно, то лучше обратиться за помощью к психологу, т.к. «непроработанные» переживания могут приводить к проблемам со здоровьем. Например, из-за сильных эмоциональных переживаний могут развиться бессонница, головные боли и другие психосоматические явления. Для лучшего понимания хотелось бы привести такой абстрактный пример. Дикий олень не способен испытывать такие же переживания, как у людей. Поэтому убежав от льва, олень не обижается на него за то, что тот хотел его сожрать (как и лев не обижается на оленя за то, что тот от него удрал). Но представим, что было бы, если б олень был способен испытывать человеческие переживания. Наверное, этот олень замкнулся бы в себе и начал рассуждать: «А не как трус ли я поступил? Удрал, а надо было копытом стукнуть этого льва. А что про меня теперь будут думать другие олени?».
Также стоит отметить, что есть две большие группы эмоций. Первая – это «врождённые» эмоции, которые, согласно теории эволюции Ч.Р. Дарвина, достались нам от высших млекопитающих. Младенцы не умеют понимать речь, но зато они способны удивляться, восторгаться, огорчаться и т.д., выражая это плачем, улюлюканьем и телодвижениями. Во взрослом возрасте эмоции могут проявляться такими выражениями, как «Вау!», «Фу!», «Ого!», «Да ну!» и т.п. Вторая группа – это социальные эмоции, которые формируются примерно с трёх лет и зависят от социальных норм, правил, традиций, устоев родительской среды, в которой растет ребенок. Ведь если не рассказать ребенку о предназначении горшка или унитаза, он так и будет справлять нужду под себя, не испытывая при это стыда или неудобства (факты поведения детей Маугли тому пример). Во взрослом возрасте эмоции выражаются словами «Надо!», «Должен\Должна\Должно», «Эх ты!», «Правильно\Неправильно», «Да как же так!», «Как ты посмел(а)» и т.п.
Также у эмоций есть такое свойство, как «заражение», к которому особенно чувствительны дети. Например, если вести диалог спокойным тоном голоса и размеренным темпом речи, то собеседник также будет «заражаться» спокойствием. А если говорить напряженным, агрессивным тоном с резким и порывистым темпом речи, то собеседник будет «заражаться» эмоциональным напряжением, которое способно подтолкнуть человека (особенно ребенка) к деструктивным действиям по отношению к окружающим или даже самому себе. В психологии это явление называется «смещение агрессии».
Чтобы научиться принимать и понимать свои эмоции, необходимо овладеть навыком саморегуляции. Поэтому первый шаг к принятию – это научиться объективно воспринимать свои субъективные эмоциональные оценки. В этом может помочь техника «5 вопросов», которые стоит задавать самому себе в контексте времени «здесь и сейчас»:
1. Кто я (в какой социальной роли)?
2. Где я?
3. Что сейчас происходит?
4. Что я от этого чувствую?
5. Что я могу с этим сделать?
Если же эмоции чересчур сильные и вам сложно с ними совладать, можно применить техники саморегуляции, которых очень много – это медитации, дыхательные гимнастики, аутотренинги, упражнения на мышечную релаксацию, аффирмативные техники, нейробика, арт-терапия и многое другое. Также важно помнить, что чрезмерная эмоциональная сдержанность может приводить к проблемам со здоровьем. Поэтому необходимо научиться и научить вашего ребенка адекватно выражать свои эмоции таким образом, чтобы они не несли вред себе и окружающим. В этом может помочь практика «Я-сообщения», которая, как и любая психологическая техника, имеет свой алгоритм:
1. Озвучивание факта события.
2. Озвучивание своих чувств от этого события.
3. Озвучивание своих намерений от этого события.
4. Предложение альтернативы в будущем.
Таким образом, увеличиваются шансы в достижении взаимопонимания, что, безусловно, снижает эмоциональный градус. Ведь если есть понимание, то и нет нужды в сильных негативных эмоциях, приводящих к аффектам.
можете про проприоцептивные ощущения и интероцептивные подробнее рассказать, пожалуйста?
если сначала запугивают криком и грозной мимикой — это экстероцептивные будут эмоции, насколько я понимаю. потом с разных сторон создают проблемы, повышающие уровень стресса, из-за чего начинает нарушаться работа сердца и ЖКТ — это будут интероцептивные ощущения, вероятно. а если потом начинают мимо проходить, приговаривая: «кипяток-кипяток, как бы не разлить», толкать спину — это уже проприоцептивные ощущения, да?
если человек, подвергающийся такому воздействию, ранее этим людям рассказывал про свой детский опыт ожога горячей жидкостью и последующее лежание в больнице, то они усиливают какой из элементов ощущений/чувств/эмоций?
как это можно убрать в человеке? это где-то не на уровне осознавания работает, это как-то крепко связано и молниеносно срабатывает на вызывание страха и опасений при упоминании тем, связанных с той ситуацией, или при встрече с изображениями лиц участников происходящего.
есть ли какое-то отдельное направление в психологии, которое этим занимается?
в МСППН кто таким владеет?
Здравствуйте. Какие еще подробности вы хотели бы узнать про проприоцептивные и интероприоцептивные ощущения, не очень понятно? Проблема изучения эмоциональных реакций как раз и заключается в субъективном восприятии реальности, от чего может возникать большое разнообразие индивидуальных эмоциональных процессов. И если мы возьмем, как пример, ситуацию, когда человека запугивают криком и грозной мимикой, ответная реакция (лили эмоциональная реакция) будет у всех разная. У кого-то может начаться дрожь в коленях (проприоцептивные ощущения), и только после возникнет осознание своей тревоги из-за ситуации, когда на меня кричат (и то, не факт, что возникнет). У кого-то может возникнуть неприятное ощущения в груди, конечностях и лице (интероприоцептивные вместе с проприоцептивными ощущениями), что может быть эмоциональной реакцией злости, которая, возможно, осознается только после ее возникновения (зависит от человека). А кто-то может ощущать спокойствие в теле, потому что умом воспринимает чужую агрессию, как чужую проблему. В научном сообществе никто не занимался подробным изучением эмоциональных процессов, т.к. субъективность эмоциональных реакций и оценок невозможно проверить и доказать научным путем. Человек может и не осознавать свои эмоциональные реакции, может их скрывать ввиду убеждений, что «злиться или бояться — это неправильно или некрасиво», или же, в случае определенного психотипа личности, человек может вообще не испытывать те или иные эмоции. С каждым случаем нужно работать отдельно. Если у вас есть проблемы с восприятием чужих негативных эмоций, или же, напротив, ваша эмоциональность (или ее отсутствие) портят качество вашей жизни — я готов поработать с вами лично. Записаться ко мне на консультацию можно по телефону +7(499)173-09-09.
мой вопрос выглядит непонятным, т.к. мне тоже не совсем понятно где искать решение: в психологии, нейрофизиологии, нейробиологии или еще где-то.
спасибо за пояснения, стало понятнее почему использовали такой способ запугивания — его невозможно доказать в однозначном ключе.
в ближайшее время у меня нет возможности обратиться в МСППН за помощью, но буду иметь Вас в виду. спасибо.
Вы правы. Исследование эмоциональных процессов имеет взаимосвязь между психологией, нейрофизиологией, нейробиологией, физиологией, эндокринологией и другими науками, изучающими человеческий (и не только) организм. Если что, буду рад поработать с Вами. Всего Вам доброго!
Добрый день, спасибо за интересную статью с примерами, я не поняла, что означает- что я могу с этими чувствами делать? а что можно делать?
И я запуталась в чувствах, у меня их около 10 штук по одному событию.
Здравствуйте, Наталья! Благодарю за Ваш комментарий. Если вы про технику «5 вопросов», то 4-й вопрос с перечислениями чувств к данной ситуации («Что я от этого чувствую?») нужен не для подсчета чувств, а для объективного наблюдения за собой и контроля своего собственного эмоционального состояния. Ведь если отпустить контроль над эмоциями и чувствами, то можно уйти в аффект и натворить глупостей. А 5-й вопрос («Что я могу с этим сделать») относится не только к тому, как справиться со своими чувствами, а больше к самой ситуации в целом, или, как я могу поступить в данной ситуации. Например, «могу ли я прекратить этот диалог, или просто уйти, т.к. данная беседа меня сильно нервирует?». Или, «могу ли я переключить свое внимание на дыхание и мышечный тонус, чтобы проделать упражнение на саморегуляцию эмоций?». И множество других вариантов, которые зависят от смекалки или ума субъекта. Просто холодный ум труднее использовать. когда нами управляют сильные эмоции или чувства.