Приступая к написанию этой статьи, я задумывался о рассмотрении мировосприятия человека в состоянии болезни через призму основных экзистенциальных конфликтов.
Болезнь, какая бы она ни была, представляет из себя патологическое состояние, в той или иной степени несущее угрозу жизни конкретного индивида. Ведь по своей сути максимальное развитие именно этого состояния в конечном итоге ведет к смерти.
Человеку свойственно бояться смерти, это обусловлено его инстинктом самосохранения. Этот страх, как и страх боли, оберегает нас от опасных действий и призван самой природой играть роль нашего защитника.
Однако являясь самым сильным страхом в человеческой психике, данное переживание часто играет злую шутку со своим хозяином. Человеческий мозг устроен таким образом, что, сталкиваясь с обстоятельствами, напоминающими о смерти, он использует различные защитные механизмы. Здесь мы можем наблюдать и вытеснение, и избегание, и различные проекции. Достаточно ради эксперимента просто поднять данную тему в кругу своих знакомых и близких, и мы скорее всего увидим все эти реакции. Кто-то будет отшучиваться, кто-то прекратит обсуждение, табуировав его, кто-то постарается перевести фокус разговора в другое русло.
Именно так реагирует любой человеческий мозг на все, что связанно с осознанием конечности жизни, и данная реакция представляет собой по сути бегство от реальности. Ведь реальность заключается в том, что любая жизнь рано или поздно заканчивается. И еще ни одному человеку не удалось это опровергнуть.
Защитные же механизмы, оберегая нашу психику, часто снижают качество жизни человека, заставляя его обращаться в бегство. Боясь смерти, человек расходует огромное количество внутренних сил на то, чтобы фактически не примерять на себя роль покойника. При этом, чем сильнее защищается психика, тем меньше у нее остается ресурсов на то, чтобы наполнить жизнь какими-нибудь качественными составляющими. Человек убегая как бы забывает жить. В случае же столкновения с суровой реальностью в моменты осознания приближающегося конца, у такого человека возникает чувство жалости.
Чувство жалости по отношению к себе идет от безысходности своего положения и неотвратимости происходящего. Данная реакция является следствием неразрешенного экзистенциального конфликта жизни и смерти.
Жалость по отношению к себе в этом случае как бы говорит вместо человека «я в панике, потому что боюсь переходить за черту жизни, так как не имею представления о том, что будет после». Именно та самая паника, порожденная жалостью к себе, затмевает разум больного, заставляя предпринимать неадекватные действия в виде нетрадиционного лечения тяжелых заболеваний, походов к экстрасенсам и прочим малоэффективным действиям. Неразрешенный экзистенциальный конфликт заставляет человека бежать от своего страха, цепляясь за любую гипотетическую возможность отделаться малой кровью. Но при этом, как правило, просто-напросто теряя один из самых драгоценных ресурсов — время. Жалость в этом случае является якорем, тормозящим эффективные действия.
Чувство жалости по отношению к себе также может возникать в случае неразрешенного конфликта свободы и ответственности. Он появляется в результате того, что человек, оставаясь ответственным за свою жизнь, фактически вынужден положиться на медицинскую систему, со всеми ее особенностями.
От многих пациентов часто приходится слышать недовольство о несовершенстве методов диагностики и лечения, о трудностях своевременного попадания на прием к врачу даже по предварительной записи, о сложности достать те или иные медикаменты и т.д.
И если в случае конфликта жизни и смерти для его разрешения достаточно глубинного принятия конечности своего существования, то в случае конфликта свободы и ответственности важно осознание необходимости в конкретной ситуации временного взаимодействия с медицинской системой. В этом случае для человеческого сознания важен фактор ограниченности этого взаимодействия во времени, поскольку он находится в парадоксальной ситуации. С одной стороны, он несет ответственность за свою жизнь, с другой стороны, он вынужден положиться на систему, которая не в силах взять на себя эту ответственность со стопроцентной эффективностью.
«Все проходит и это пройдет» — гласит древняя мудрость. Руководствуясь данным принципом, человек может мотивированно оставаться в состоянии борьбы с болезнью, не опуская рук, продолжая ходить на медицинские осмотры, консультации и процедуры, так как впереди есть шанс уйти от этой самой системы с ее правилами и всеми недостатками.
Говоря о третьем экзистенциальном конфликте под названием «одиночество и отношения», также важно подчеркнуть особенности, с которыми сталкиваются тяжелобольные люди.
Такие люди часто ощущают отдаление тех, кто воспринимался ими как значимые и близкие. Или же наоборот, разрывают связь сами, поскольку не хотят видеть жалость по отношению к себе. Так или иначе человек сталкивается с одиночеством.
Экзистенциальный конфликт тут, как и в двух предыдущих случаях, заключается в переживании дискомфорта от данного состояния. Между тем, одиночество, само по себе, без эмоциональной окраски и без общественного мнения, является ресурсным состоянием. В нем человек может осознать, на что он способен и чего не может, что он делал для других, чего на самом деле хотел делать сам для себя, чего он хотел получить от тех, кто его окружал, и был ли доволен тем, что получал в итоге. Состояние одиночества является мощным инструментом для самоосознания. Но находясь во власти эмоций и общественных установок, человек может находиться во внутреннем конфликте, испытывая жалость к себе и ставя в центр своего внимания дискомфорт, переживаемый им.
Разрешение конфликта одиночества в первую очередь кроется в изменении негативного восприятия факта отсутствия в своем окружении людей на положительное восприятие его, как несущего пользу обстоятельства. Пройдя через это и сделав выводы о самом себе, человек начинает выстраивать новые отношения более искренно, открыто и честно.
Четвертый экзистенциальный конфликт во многом связан с первым, и звучит как «смысл жизни и его отсутствие». Действительно, факт конечности существования наталкивает на мысль о полном отсутствии смысла существования. И люди с тяжелыми заболеваниями часто задают себе вопрос: «зачем мне эта жизнь?».
Жалость к себе также может проявиться в этом вопросе, когда человек судорожно ищет некую «инструкцию к жизни» и не находит ее.
Говоря о разрешении этого конфликта, мы находим отличие от трех предыдущих, где каждый конфликт прекращал свое существование через принятие пугающего состояния. Конфликт смысла жизни и его отсутствия решается нахождением своего собственного смысла существования, исходя из своего положения, ресурсов и возможностей. Этот смысл актуален для самого человека. Также он может быть чем-то актуален для каких-то других людей, причем возможно далеко не так, как задумывал это сам человек. Это может быть связанный свитер, оставленный на память внукам, который будет напоминать им о том, что у них была любящая бабушка. Это может быть навык владения инструментом, которым научил пользоваться дед. Но это может быть и нарисованная картина, проданная намного позже за мешок картошки в сложное время, но спасшая при этом чью-то жизнь.
В целом подводя итог можно сказать, что жалость к себе является чувством, сигнализирующем в критической ситуации о неразрешенных экзистенциальных конфликтах, но часто блокирующем необходимую для спасения деятельность. Эффективное поведение при тяжелой болезни подразумевает отсутствие этой жалости. При этом ведущую роль будет играть четкое осознание человеком того, ради чего он переносит страдания. Осознание того, что необходимость взаимодействия с медицинской системой так или иначе носит временный характер. Осознание того, что время в таких случаях является самым дорогим и быстро исчерпываемым ресурсом. А также осознание того, что максимальная эффективность лечения может быть достигнута только при работе компетентных специалистов и использовании специальных средств и аппаратуры.
Осознанное поведение человека при тяжелой болезни является наиболее предпочтительным, поскольку не имеет тормозящих факторов, целенаправленно, и ориентированно на наиболее эффективные методы лечения.