Что мы знаем о психосоматике?
Во-первых, это направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение, течение и исход соматических (телесных) заболеваний. Психосоматика как наука имеет древние корни. Еще целители древности говорили о связи телесных заболеваний с состоянием души и духа. Всем известно высказывание «В здоровом теле здоровый дух», но и обратное утверждение будет верно: «Духовное здоровье влияет на состояние тела» — об этом говорил Гиппократ (древнегреческий целитель, врач и философ).
Термин «психосоматика» был введен в медицину 200 лет назад. Его предложил немецкий врач-психиатр И. Гейнрот. По его мнению, причиной различных заболеваний являются моральные качества человека и переживание им чувства вины. По мере развития медицины и психологии понятие психосоматики расширялось и дополнялось, и в современном понимании его стали широко использовать после публикации множества работ на эту тему.
Первая всемирно известная школа психосоматики возникла в 20 веке в Америке. Это была школа Франца Александера в Чикагском психоаналитическом университете. После окончания Второй мировой войны много людей обращалось к врачам с симптомами, которые не были обусловлены соматическими нарушениями, и нужно было искать причину болезни в чем-то другом. Основная идея психосоматики в то время базировалась на мысли о том, что болезнь возникает в результате переживаний, которые психика не смогла переработать. В 1950 году было основано Психосоматическое общество. В школе Ф. Александера выделяли «семерку» психосоматических заболеваний: язва 12-перстной кишки, язвенный колит, бронхиальная астма, нейродермит, гипертония, ревматоидный артрит, тиреотоксикоз (на данный момент количество заболеваний намного увеличилось).
Основное содержание этого направления включает в себя понимание того, что с самого рождения психика человека сталкивается с психологическими и психосоциальными конфликтами, которые ей необходимо переработать – пережить, чтобы ребенок мог расти и развиваться. Какие-то события нашей жизни мы переживаем и идем дальше, что-то нам трудно принять, и тогда психика использует «защитные механизмы». Но иногда и защитные механизмы не «справляются», и тогда может возникнуть болезнь, которая сначала проявляется в виде симптомов.
К психосоматическим симптомам можно отнести такие проявления, как:
- Тошнота, рвота, боли в животе
- Кожные высыпания
- Двигательные расстройства
- Энурез
- Одышка
- Головная боль
- Лихорадка неясного происхождения
- Субфебрильная температура
Многим родителям известен такой симптом, как боль в животе и тошнота, который часто проявляется у детей, когда они по какой-то причине не хотят идти в детский сад или школу. И задача родителя не ругать ребенка за то, что он якобы обманывает, а понять, почему ребенок не хочет идти в детский сад: не хочет расставаться с мамой, не может наладить отношения с ребятами, не доброжелательная воспитательница и т.д. Как только вы поймете, в чем дело и поможете ребенку урегулировать данный психосоциальный конфликт, симптом может пройти (если он, конечно, не связан с соматическими нарушениями). Такому симптому, как боль в животе, часто подвержены дети с повышенной нервозностью, замкнутые или очень стеснительные. Спровоцировать данный симптом могут так же ссоры в семье. Здесь важно отметить, что сейчас мы с вами обсуждаем только вопрос о психосоматических заболеваниях. Естественно, вышеперечисленные симптомы могут быть причиной соматического заболевания, возникающего в результате нарушения работы органов и систем организма.
К сегодняшнему дню известно уже многое. Например:
1) Кожные болезни — как психосоматическое заболевание часто возникают у детей, матери которых отличаются доминантностью (домини́рованием в отношениях), проявляют эмоциональную неустойчивость и агрессивность. Иногда нейродермит может возникнуть, когда в отношения мать-ребенок вторгается другая властная личность, например, бабушка, что в наше время не редкость. Для тех, кто страдает нейродермитом, присущи повышенная восприимчивость к критике, ориентация на постороннее мнение, часто стыд за свою внешность. Кожный зуд, характерный для нейродермита, является символическим выражением недовольства отношениями с окружающими людьми. Здесь проявляется внутренний конфликт между своими потребностями и возможностями их удовлетворения.
2) Головная боль – симптом, который чаще всего возникает в связи с мышечным напряжением под влиянием стрессов. Постепенно симптом может перейти в болезнь – мигрень. Нередко при консультировании взрослых клиентов с мигренью выясняется наличие чрезмерно строгого воспитания и систематического физического наказания в детском возрасте.
3) Лихорадка — часто отмечается у маленьких детей при разлуке с семьей, при нежелании идти в школу или тогда, когда заботу и любовь в семье можно получить, только если ребенок болен. В этом случае данный симптом может закрепиться как способ получения любви.
4) Субфебрильная температура (повышение температуры тела на протяжении длительного времени в пределах 37,1 — 38,0) — как реакция на постоянный стресс. Постоянным стрессом может служить и тот факт, что ребенок не хочет, но вынужден ходить в школу в данный класс, где, например, происходит буллинг, о котором родители могут не знать, т.к. дети не всегда рассказывают об этом родителям. В моей практике были истории детей, которые сообщали своим родителям о том, что их травят в школе, но родители предпочли устраниться, возложив решение на самих детей. Родителям следует знать, что ребенку трудно справиться в одиночку с такой травлей, ребенок ежедневно подвергается сильнейшему стрессу, который перейдя в дистресс, станет причиной симптома, а затем и болезни.
5) Одышка — является ведущим симптомом бронхиальной астмы. Бронхиальная астма — не высказанный, застывший крик ребенка, обращенный к матери, как желание получить от нее любовь и нежность. Спазм бронхов может быть реакцией на неблагополучную эмоциональную атмосферу в семье. Призыв к эмоциональной близости. Дети с бронхиальной астмой подвержены тревоге, особенно по поводу отношений. Они боятся отдалиться от того, к кому привязаны, тяжело переносят разлуку. Как только привычная психологическая дистанция нарушается, у них может возникнуть приступ.
6) Энурез – как симптом может возникать у детей при нарушении отношений в семье: постоянные конфликты между родителями, развод. Также энурез у маленького ребенка может появиться при чрезмерно строгом воспитании.
Тема психосоматозов в развитии ребенка, прежде всего, связана с характером его жизни в той или иной семейной атмосфере, с такими ее аспектами, как отношения между родителями, отношение к ребенку, стиль и методы семейного воспитания. Психосоматические расстройства мы можем наблюдать уже у новорожденных детей (диатез, нарушение сна и др.). С первых лет жизни ребенок сталкивается с определенным отношением к себе. Мама может быть очень тревожной, ее тревогу «считывает» малыш и сам начинает тревожиться, что может привести к плохому аппетиту и сну. Также и в том случае, когда родители уделяют мало эмоционального внимания ребенку. Они ухаживают за ребенком, но эмоционально не включены в общение с ним. А больше эмоций проявляют, например, при разговоре по телефону. Ребенок это чувствует и начинает призывать маму, а она может сердиться. Таким образом, возникает порочный круг негативного взаимодействия. Мать может не давать достаточного телесного контакта своему ребенку и т.п.
Семья – это целостная система и отношения между всеми членами в ней взаимосвязаны. В семейной психотерапии есть термин «идентифицированный пациент» — им чаще бывает ребенок, который начинает реагировать разными проявлениями, симптомами на ухудшение отношений между родителями. Семьям с психосоматозами обычно присуще чрезмерное стремление к карьерным и материально-бытовым достижениям, как у родителей, так и у детей. Все силы и ресурсы семьи направляются на эти достижения. Поиграть с ребенком, выслушать его горести и радости некогда. Страдать ребенок может и в ситуации, когда между родителями идет борьба за власть. Отношения в супружеской паре в этом случае могут нарушиться и, соответственно, отношения с ребенком также нарушаются. В здоровой семье структура власти имеет иерархию и отличается гибкостью. В ней имеются свои семейные правила, понятные и выполнимые для всех членов семьи. Родители настроены на развитие (а не на сверхдостижения) и воспринимают перемены позитивно.
В семье ребенок может получить или не получить возможности для развития своей личности. Бывает, что родители не хотят замечать способности самого ребенка, а навязывают ему для воплощения свои неосуществленные мечты (многие могут вспомнить, как с нелюбовью они ходили в музыкальную школу только потому, что мама или бабушка этого очень сильно хотели) или не учитывают возможностей ребенка для той или иной деятельности. Поэтому часто можно слышать от современных родителей такое утверждение: «Он (она) ничего не хотят». Здесь важно понимать, что «заставить хотеть» — это насилие. Поэтому так важно создать условия, в которых именно у самого ребенка появится потребность в собственном развитии, в развитии тех или иных способностей.
В основе отношений с ребенком лежит простая мысль: его необходимо любить не за что-то, а за то, что он есть. Как в известном мультфильме – «просто так». Если же любовь к ребенку условна, т.е. проявляется только при выполнении ребенком каких-то условий, опосредствуется его достижениями, то это может привести к проблемам в развитии самосознания ребенка, к неверию в свои силы, недостаточно сформированному волевому компоненту и т.п. И как результат — отказу от любой деятельности.
В неблагоприятной психологической атмосфере в семье у ребенка формируются определенные негативные эмоциональные состояния. Например, депрессия, которая в современном мире приобрела широкое распространение у подростков. А также развиваются такие болезни, как анорексия и булимия.
Для помощи ребенку очень важным является признание проблемы со стороны родителей. Иногда родителям трудно принять, что данный симптом у ребенка проявляется не потому, что у него нарушены орган или система организма, а потому, что нарушены отношения между родителями или отношение к ребенку. В такой ситуации надо изменить отношения в паре или отношение к ребенку. Если трудно самим, то необходимо обратиться за помощью к психологу, индивидуальному или семейному. Но, к сожалению, для многих это означает «признание своей несостоятельности как родителя». Такие родители боятся того, что специалист их будет оценивать как «плохих родителей». Из-за такого ложного понимания проблема ребенка может не решаться долгие годы и приводить уже к хроническому заболеванию. Дело не в том, кто плохой, а кто хороший. А в том, что существует некоторая трудность, которая требует решения.
Рекомендации родителям для профилактики психосоматических заболеваний у детей:
- Создавайте для ребенка эмоционально теплую атмосферу принятия с первых дней жизни.
- Научите ребенка понимать и принимать все свои чувства, не разделяя их на позитивные и негативные. Чувство злости человеку так же необходимо, как и чувство радости.
- Старайтесь воспринимать своего ребенка реалистично – у каждого ребенка свои таланты и способности, свои возможности адаптации организма к окружающей среде.
- Несмотря на современный ритм жизни, находите время для игр и бесед с ребенком.
- Обращайте внимание, на сколько комфортно живется вашему ребенку в физическом плане – удобно ли ему спать, не кутаете ли вы его, выходя на улицу, есть ли у него свое место для занятий соответственно его возрасту и т.п.
- Не пытайтесь постоянно одергивать ребенка в попытке сделать из него с раннего возраста воспитанного человека. Ребенок должен прожить свое детство как ребенок, а не как маленький взрослый.
- Если в процессе воспитания необходимо высказать критику в адрес ребенка, делайте это не на эмоциях, а тактично и с уважением. Дети с раннего возраста очень чувствительны к несправедливости (например, несправедливому наказанию).
Важно, чтобы у ребенка в ходе его развития с помощью взрослых сформировались разнообразные эмоциональные и телесные реакции и действия, помогающие ему успешно адаптироваться к окружающей среде и избежать психосоматических заболеваний.