Понравилось читать? Подпишитесь!

Заблуждения о психологах

С каждым днем все больше людей обращаются за помощью к психологу. Но, к сожалению, есть те, кто из-за собственных сомнений и заблуждений имеют свои представления о данной профессии. Из-за чего боятся обращаться за помощью, или, напротив, ожидают «чуда» и «быстрого результата». Чтобы развеять некоторые сомнения, поговорим о трех самых распространенных заблуждениях о психологах.  

Заблуждение №1. Психолог – это гуру, сенсей или наставник. Данное представление создает иллюзию того, что психолог – это «эксперт-всезнайка», который лучше человека знает о проблеме, и скажет «что-то такое», от чего всё решится «само собой». И в этом есть небольшая доля правды. Профессиональный практический психолог (человек, имеющий соответствующее образование, спецподготовку, опыт работы в этой сфере и т.п.) действительно понимает значительно больше обычных людей в вопросах, касающихся его предмета: внутреннего мира человека и даже животных. Например, он компетентен в вопросах, касающихся закономерностей процессов эмоциональной и когнитивной сферы, специфики психологии возрастных переходов, саморегуляции и т.п. И может подробно рассказать о них с позиции эксперта. Но, в отличии от «гуру, сенсея или наставника», профессиональные практические психологи редко дают советы, и, уж тем более, не указывают на «верный и истинный путь». Настоящий специалист изначально знает, что обратившиеся к нему за помощью – это «не все люди» (не среднестатистический человек), а конкретный человек, имеющий свой путь развития, собственный взгляд на возникшую проблему и даже свое, уникальное представление о том, кто такие психологи. Если обратиться к понятию «совет», то чаще всего под этим словом мы понимаем субъективное мнение, высказанное конкретным человеком кому-нибудь по поводу того, как и что делать. Субъективное мнение – это личное представление о чем-то. Но вы же идете на прием к психологу, каждое слово и действие которого не может быть субъективным, т.к. он находится на работе, он обучен стремиться быть максимально объективным. Готов ли каждый человек, дающий вам совет нести полную ответственность за последствия, случившиеся с вами после того, как вы от него ушли? Даже если совет был неправильно воспринят или понят, все равно, в случае неудачи — спрос будет с советчика, т.к. многие люди не склонны обвинять себя за принятые решения и совершаемые действия. Часто в фильмах высмеивается ситуация, когда в камере заключения «новичка» спрашивают, за что его посадили, а он часто отвечает, что «по ошибке», что «я не виноват» и т.п.  

Представьте, что вы уверенный в себе человек, для которого знакомство — это простая задача. И к вам обращается неуверенный в себе мужчина, чтобы вы научили его знакомиться с женщинами. Для вас это плёвое дело, и вы ему говорите: «Да ты не бойся. Знакомиться с женщинами – это очень просто. Подойди к ней, посмотри в глаза — и уверенным голосом скажи, что она тебе очень понравилась. А дальше — разговор завяжется сам собой. Просто будь смелее – женщины любят смелых». Человек, которого вы, как «харизматичный лидер», вдохновили на действие и подарили надежду, благодарит вас за совет и уходит. Но, спустя время — возвращается и обвиняет вас в том, что «стало только хуже», и что все попытки показать себя «смелым и уверенным» при знакомствах — вызывают только отказ, игнорирование и бегство, что, благодаря вам, у него не осталось больше никаких надежд выстроить свою личную жизнь.  Готовы ли вы принять на себе ответственность за неуспех этого мужчины — или будете обвинять его в том, что он вас «не правильно понял»? Ответ напишите в комментариях. 

Психолог-консультант – это профессия, которая помогает людям на объективном уровне понять суть проблемы, разобраться в своих чувствах к этой проблеме и, по возможности, облегчить эмоциональное состояние. Но уж точно психолог не советчик и не тот, кто «подобно сенсею», будет подталкивать вас к решению той или иной проблемы. Профессиональный психолог дает возможность обратившемуся к нему человеку увидеть возникшую трудность со стороны тех феноменов, которые относятся к компетенции психологической науки и практики. Но он не может принимать решения за того, кто пришел за помощью, т.к. это не его жизнь, а жизнь человека, у которого возникла трудность, включающая в себя и психологическую составляющую. Также, как и юрист, консультируя человека в юридической сфере, только помогает клиенту увидеть ВСЕ аспекты, относящиеся к компетенции юридической науки и практики. Результат консультации помогает обратившемуся за помощью взять на себя ответственность за собственную жизнь, собственные действия и поступки и принять собственные решения. Их эффектность была бы значительно меньшей или вообще бы отсутствовала, если бы он не получил консультацию, не узнал бы о важных аспектах решаемой им задачи. Ответственность за решения и совершаемые действия всегда остается за клиентом.          

Заблуждение №2. Я стесняюсь идти к психологу, потому что там меня будут оценивать. Ситуации бывают разными, порой, даже нелепыми. И рассказать о них незнакомому человеку страшно и стыдно, потому что мы прекрасно понимаем — каждый из нас, в том числе психолог, имеет свое собственное субъективное виденье ситуации. А значит – психолог может оценить не по достоинству. И этот страх «сгореть от стыда» можно понять.

Однако, при работе с любым клиентом на первой консультации заключается договоренность о конфиденциальности. Это означает, что все происходящее в кабинете у психолога остается тайной, и никто кроме вас со специалистом не может об этом узнать. К тому же, независимо от стиля и методов работы, любого психолога еще со студенчества приучают к беспристрастному и объективному взгляду на клиента и его проблемы, исключающему прямую оценку происходящего. 

Но если конфиденциальность и наличие безоценочного суждения специалиста все равно вызывает обеспокоенность и стеснение, то обращающемуся за помощью можно начать консультацию с таких слов: «Я очень стесняюсь говорить о своей проблеме, и для начала я бы хотел (а) убедиться, что полностью могу вам доверять». Это запрос на помощь и профессиональный психолог поможет вам преодолеть эту трудность. Можно даже сказать, что этот запрос – проверка на профессиональную готовность психолога эффективно работать и помогать именно в том, в чем вы сейчас испытываете трудность.  

Заблуждение №3. Психолог – это манипулятор, который будет мной управлять ради своих корыстных целей. Современная киноиндустрия иногда создает метафорический образ психолога, как некого «волшебника», который подобно «кукловоду» способен манипулировать мыслями и поведением каждого человека. И ведь правда, психология манипулирования действительно используется в таких отраслях, как реклама, маркетинг, управление персоналом, военная служба, политика и многих других сферах деятельности. И направлена она на увеличение прибыли, рейтингов, результативности предприятия и пр. К тому же, техниками манипулирования обладают не только психологи. Например, военные офицеры, управленцы, учителя, воспитатели в детских садах и представители многих других профессий не хуже психологов (а порой даже лучше) разбираются в манипулировании. Да что уж там, дети иногда способны манипулировать над своими родителями. Хороший психолог тоже знает о всевозможных приемах психологического манипулирования. Но применять их в практической психологии, оказывая психологическую помощь в процессе консультирования, да еще и для какой-то собственной выгоды – не профессионально и маловероятно в тех местах, где работают специалисты, имеющие соответствующее образование и опыт. Задача профессионального психолога, в первую очередь, помочь человеку прояснить сущность и характер его трудностей, облегчить эмоциональное состояние, сопровождающее ситуацию затруднений и т.п. И если называющий себя психологом человек использует манипуляции для управления клиентом, то он явно не готов к такой работе. Он скорее «наставник» или «учитель», но уж точно не психолог-консультант. Как эксперт, профессиональный психолог может помочь клиенту разобраться в том, что такое манипуляция, манипулирование и т.п. Конечно, ввиду «дикости» психологического рынка услуг, любой «маг, целитель, гадалка и экстрасенс» может называть себя психологом, не имея при этом специального образования, подготовки и опыта работы в этой сфере. В таком случае, действительно есть риск, что вами начнут манипулировать с целью «выкачивания» ваших денег, при этом никак не помогая.

Чтобы избежать подобных рисков, помните:

а) прежде чем получить такого рода услугу, убедитесь в том, что принимающий вас специалист обладает нужным уровнем компетенции, имеет соответствующее образование и опыт работы;

б) если в решении вашей проблемы нет никаких результатов, и вы, посетив несколько психологических консультаций, топчетесь на одном месте, то имеет смысл идти к другому специалисту;

в) обращайтесь в надежные и проверенные организации, где вам гарантированно будет оказана профессиональная квалифицированная помощь.         

Виталий Смолков

Специалист широкого профиля в области психологии. В МСППН работаю с 2012 года. Помимо двух психологических, имею среднее медицинское образование (фельдшер). С 2013 года провожу групповые занятия, посвящёные саморегуляции эмоциональных состояний. Также веду индивидуальные приёмы по проблематике невротических, тревожных и депрессивных состояний. Работаю с психологическими травмами, потерями, психосоматическими расстройствами, личностными и внутриличностными конфликтами.

2 комментария для “Заблуждения о психологах

  1. Виталий, хочется Вас поблагодарить за видео, где Вы поясняете, что сознание (душа) живет во всей нашей нервной системе (https://youtu.be/nM_3yXrNoHc) — это невообразимое открытие для меня, стало понятнее зачем нужны зарядка и дыхание в процессе совладания со стрессом. Ну и на этом открытии можно оценить разницу в масштабах понимания вопроса между профессиональным психологом и клиентом-обывателем. Психологи прочитали сильно больше книжек по психологии и еще и общаются с такими же начитанными психологами чаще всего — у обывателей многократно проще понимание всякого психологичного, а то и вовсе нет никакого. Мне кажется, не стоит рассчитывать на понимание клиентами всей полноты ответственности клиентской, т.к. клиенты не понимают кто такой этот психолог, чего он может, чего от него спрашивать, и когда можно считать результаты успешными, а не психолога шарлатаном из-за того, что клиент не умеет с самим собой общаться, а психолог не может никак мысли в голове клиента прочесть, всю жизнь клиента увидеть и еще и посоветовать как лучше клиенту сделать и да, еще заранее как-то узнать способен ли клиент воплотить этот «правильный профессиональный совет» именно так, как это стоит делать. Много неизвестных, короче. Риск велик. А риск — он же для смелых, кто готов брать и нести ответственность за свой выбор. Или для отчаянных и отчаявшихся (я из этих и мне повезло с психологами). Доверие психологу — это же рискованный выбор для клиента. Вдруг психолог обойдется с этим доверием не так, как клиент этого ожидал? А болит же душа клиента! Регресс (это меня психологи в МСППН научили), потерянность и всякое такое… А откуда взяться этим ожиданиям? Мне нравятся мануалы и лайфхаки к бытовой технике (в идеале предварительно и в коротких роликах), а не отзывы тех, кто наобум не справился с творением инженерной мысли. Вот про психологов МСППН есть правила на сайте — там на обывательском написано мало. Есть в интернете отзывы недовольных — там про психологов написано мало, больше про непонимание чего делать и чего ждать. Может нужны ролики для непосвященных о самом-самом начальном шаге в консультацию к психологу? Чего с собой делать, чего с ресепшеном делать, чего с психологом делать, чего стоит ждать в качестве результата, чего сказать и чего можно не говорить и всякое такое… примитивное, наверное, для психологов. Мне представляется более продуктивным такой вектор усилий со стороны психологов в процессе помощи клиентам по прояснению и комплектации ожиданий, чем развенчивание мифов. Можно же подняться выше по течению реки домыслов и фантазий, и показать нуждающимся обывателям как удобнее и безопаснее пообщаться с… аутентичным психологом. Хотя б вебинар для начинающих клиентов – уже полегче всем бы было, на мой взгляд.

    1. Благодарю за такой развернутый комментарий! Мы обязательно прислушаемся к вашей точке зрения и, возможно, создадим видео или вебинар для «Начинающих клиентов»! Мне кажется, это отличная идея!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх