Под понятием «психологическая травма» имеется в виду не только последствия трагических событий в жизни: потеря близкого человека, опасное тяжелое заболевание и т.д. Это могут быть и потеря телефона, столкновение с хамским поведением кого-либо, или разочарование от проигрыша любимой команды. Вообще психологические травмы имеют такую же природу, как и физические травмы. Например, если вам наступили на ногу и не извинились, то это подобно тому, как если бы вы подцепили занозу — полчаса поболело и прошло. А вот если вы пережили болезненное расставание с любимым человеком, то это уже как серьезный ушиб или даже перелом — может болеть месяцами и напоминать о себе на протяжении всей жизни.
Среди множества и разнообразия психологических трудов, посвященных работе с травмой, существует модель Элизабет Кюльбер-Росс. В этой статье мы будем ориентироваться на данную классическую модель. И для большей ясности возьмем в пример две ситуации:
1. Расставания молодого человека с девушкой.
2. Пропажу телефона.
Однако нельзя не упомянуть российского психотерапевта, доктора психологических наук Фёдора Ефимовича Василюка, который на основе модели Элизабет Кюльбер-Росс создал и обосновал свою собственную классификацию «Пять фаз горевания». Так как модель Ф.Е. Василюка посвящена работе с горем, а не с травмой, мы не будем ее использовать, а возьмем за основу классическую модель Э. Кюльбер-Росс.
Нам надо расстаться! Хорошо, как скажешь!
1. Стадия отрицания. «Да ну, нееет!»; «Не могу в это поверить!»; «Я не верю своим глазам\ушам!». Уверен, вам знакомы эти слова, когда вы сталкивались с неприятной неожиданностью. Это и есть проявление первой стадии столкновения с травмирующим событием, называемое «отрицанием». Пропал телефон, «наверное я его куда-то положил или убрал, просто не помню куда, но телефон должен быть!». Как будто бы все наше нутро сопротивляется и не хочет принимать данность как факт. На примере расставания молодого человека с девушкой чаще всего это стадия проявляется подобным образом:
(Девушка) Нам надо расстаться.
(Молодой человек) Да? Ладно, хорошо, как скажешь!
Как будто бы проблема не воспринимается, как что-то ужасное и кажется, что все обойдется. Мол, «побесится и вернется обратно».
2. Стадия гнева. Когда мы начинаем осознавать, что беда произошла и отрицать ее нет смысла, начинается стадия гнева. Это все наше нервное напряжение, которое скопилось во время стадии отрицания, подобно сжатой пружине выходит наружу. «Да какой же я растяпа!» или «Проклятые воры! Да как так можно брать чужое!?», — начинаем мы злиться на себя или кого-либо, поняв что телефон утерян «с концами». На примере расставания молодого человека с девушкой, после отрицания обычно начинается тирада: «Ах, как она, такая-сякая, могла меня бросить!? Я же все делал для нее, а она вот так со мной поступила! Ни за что не прощу!».
3. Стадия торга. Данная стадия имеет такое названия из-за того, что поведение человека становится подобно торгующегося покупателя на рынке. Возникает надежда на благоприятный исход и человек начинает торговаться. Пример с утерянным телефоном: «Господи, я буду хорошо себя вести, только верни мне мой телефон, пожалуйста!»; «Ну может быть все таки он где-то лежит, может, я плохо ищу». Пример расставания на стадии торга выглядит примерно вот так: «Давай поговорим. Может быть наши отношения все таки имеют шанс на восстановление?!».
4. Стадия депрессии. Большинство людей не разбирающихся в психологии полагают, что депрессия — это «то состояние, когда грустно». Однако, грусть можно испытывать не будучи в депрессии, например, после просмотра жалостливой мелодрамы. Состояние депрессии скорее сравнимо с состоянием «смертельной скуки». Когда события или какие-либо действия, которые раньше приносили удовольствие (вкусно поесть, посмотреть интересный фильм, послушать музыку, поиграть в игры и т.д.), перестают радовать и становятся скучными. Депрессии бывают разными, это зависит от тяжести субъективного восприятия травмирующего события. Она может быть «легкой ситуативной», когда перед сном в голове крутятся навязчивые мысли, падает самооценка и возникает «скептический пессимизм» ко всему, что окружает. А может быть «маскированная депрессия», если ситуация приобретает затяжной характер, что может привести к состоянию «клинической депрессии», лечение которой проводится медикаментозным путем. Если травмирующее событие не несет в себе особой угрозы, то стадия депрессии протекает довольно быстро (от двух недель до полутора месяца). Но если событие ужасно, то данное состояние может протекать довольно долго, и потребуется психотерапевт для ее коррекции.
Нужно понимать, что при столкновении с травмирующим событием правильно и нормально в начале отрицать, потом злиться, торговаться и быть какое-то время в депрессии
5. Стадия принятия. Ее еще можно назвать словом «смирение». Это завершающая стадия, когда приходит понимание и осознание того, что все плохое уже в прошлом, а жизнь продолжается. Кто-то просто забывает о том, что было. У кого-то могут случаться остаточные напоминания. А кто-то принимает для себя урок и меняет свое поведение в лучшую сторону. Начинает быть внимательным к вещам и людям, с которыми имеет дальнейшие отношения, делает выводы и т.д. Поэтому нужно понимать, что при столкновении с травмирующим событием правильно и нормально в начале отрицать, потом злиться, торговаться и быть какое-то время в депрессии. Такова наша здоровая психика. Однако, ситуации, как и душевные состояния у всех разные. От этого данные стадии могут проходить по-разному. Кто-то застревает на одной из стадий, у кого-то они проходят не по порядку и даже бывают повторения. Если вы чувствуете, что не можете самостоятельно пережить травмирующее событие, психологи МСППН готовы вам помочь!