Понравилось читать? Подпишитесь!

«Я настрою себя на…»

Если тебе плохо сейчас, то это не означает, что так будет завтра и позже. “Плохое”, “неблагоприятное”, “ужасное”, “тяжелое” — это те слова, которые люди употребляют, чтобы обозначить для других и себя переживания, чувства, испытываемые ими в данный момент или в прошлом. Любые наши переживания — это естественная реакция человека на какие-то события, в которых проявляется наше отношение к этим событиям: нравится — не нравится, страх — радость и т. п. Форма и степень выраженности этих реакций зависят и от природных особенностей данного человека, и от воспитания, и от уровня развития его возможностей саморегуляции.

Наши переживания выполняют очень важные функции: с одной стороны — они сигнализируют о степени опасности или благоприятности каких-либо воздействий для личности, а с другой — стимулируют личность к каким-либо действиям, например, защитным или приспособительным.

Конечно, у человека не всё так просто, как хотелось бы. Попробуйте откровенно ответить себе на два таких вопроса:

— всегда ли степень и содержание наших переживаний адекватны тому, что происходит на самом деле?

— разве нет ситуаций, в которых мы психологически слепы или неадекватны?

Если да, то, наверное, вполне допустимо, что мои чувства отражают не то, что на самом деле происходит, а что-то другое – например, то, что я хотел бы видеть в этой ситуации. Вспомните людей, которые практически всегда, даже в самой обычной, ничем и никому не угрожающей ситуации, переживают чувство настороженности, опасности, страха и т. п. Но, как известно, ничего не бывает просто так: если человек стремится испытывать то, что приносит ему страдания, мучения, дискомфорт, то видимо зачем-то ему это надо? Вполне может быть, что любое напряжение психологически благоприятно для таких людей.

Если сможете, то ответьте себе на вопрос — почему я так настроен к миру, к людям, что заставляет меня быть в этом состоянии?

Ответы могут быть самые разнообразные, но применительно к нашей теме, скорее всего, следует предполагать, что именно таким образом происходит своеобразная защита, охрана себя от каких-то достаточно серьезных вопросов, проблем. Как только мы начинаем воспринимать мир таким, какой он есть, а не таким, каким он может быть сейчас представлен в нашем восприятия, то на эти серьезные вопросы придется давать ответы, а может даже и менять кардинально и мировоззрение, и образ жизни. Именно этого и не всегда хочется, т. к. оно связано не только с признаниями себе в чём-то не очень приятном, самокритикой, но и потребует активных действий, а значит вполне определенных неудобств, нарушения стабильности.

“Всяк кулик свое болото хвалит” — это о тех, кто замечательно чувствует себя в своем “болоте”, потому что для них важен сам факт постоянства этого вроде бы плохого, но своего, знакомого мира, к которому уже привык, который понятен и легко управляем. А “новая жизнь” — это что-то не совсем понятное, а зачастую и не прогнозируемое вообще.

Давайте всё же рискнем и попробуем разобраться в своих состояниях. Для этого можно в любое свободное от забот время в течение 10 — 15 минут проделать несколько несложных процедур.

“АВТОПОРТРЕТ”

Чтобы “нарисовать” свой автопортрет можно воспользоваться несколькими приемами.

1. Напишите в столбик с левой стороны листа через небольшой интервал 20 раз букву “Я”, а затем попробуйте написать после каждого “Я” одну из характерных черт Вашей личности. Это могут быть прилагательные (ответственный, аккуратный и т.п.) или какие-либо сочетания слов (умею делать пирожки).

2. Отложите этот листок куда-нибудь подальше, чтобы он не попадался Вам на глаза недели две. Когда пройдет это время, достаньте его и прочитайте. При этом попытайтесь зафиксировать (в памяти, в дневнике) все чувства, которые будут появляться в процессе чтения этих характеристик

3. Напишите в столбик с левой стороны листа через небольшой интервал 20 раз букву “Я”, а затем попробуйте написать после каждого “Я” одну из характерных черт Вашей личности, но используя для этого только метафоры. Например: “Я как чайник без свистка на плите: закиплю, но никто об этом не услышит, разве только, если подойдет и заметит пар….” и т.п.

4. Зафиксируйте (в памяти, в дневнике) те состояния и чувства, которые будут сопровождать этот процесс.

“ДОРОГА К….”

Основной задачей этого упражнения является осознание своих отношений и состояний во время общения с близкими Вам людьми.

Сядьте в удобное кресло, закройте глаза, расслабьтесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

Представьте себе конкретного и близкого Вам человека.

Попробуйте в двух-трёх фразах описать характер Ваших с ним отношений.

Вообразите, что ваши отношения с этим человеком — это тропинка, дорожка, хрупкий мостик, шоссе, бетонный или металлический мост, дорога и т.п., по которой Вы ходите друг к другу. Как Вы её себе представляете, какая она? Что на ней? Что вокруг неё?

Перечислите все её особенности, зарисуйте её в воображении или на бумаге. Зафиксируйте (в памяти, в дневнике) те состояния, которые будут сопровождать этот процесс.

Отложите этот рисунок на время (на несколько часов, дней).

Возьмите через некоторое время этот рисунок (вызовите созданный образ из памяти) и внимательно разглядывая его, попробуйте проследить за теми чувствами, состояниями, которые будут сопровождать этот процесс. Зафиксируйте их (в памяти, в дневнике).

“ПОЛЕЗНОСТЬ”

Задача этого упражнения — определить полезность тех состояний, которые сопровождают Вашу жизнь. Для этого можно применять ряд простых приемов.

1. Напишите в строчку все состояния, которые постоянно сопровождают Вашу жизнь или, которые Вы более или менее часто испытываете, когда занимаетесь чем — либо. Здесь надо писать всё, без какой — либо оценки (“плохое и хорошее”).

2. Выпишите из этого списка в левый столбик те, которые, по Вашему мнению, “мешают”, а в правый — те, которые “помогают”.

3. Попробуйте стать адвокатом для “мешающих” состояний. Подготовьте речь, направленную на то, чтобы доказать их полезность и необходимость именно для того, кто считает их “мешающими”. Зафиксируйте все чувства, которые будут появляться в процессе этой работы (в памяти, в дневнике).

4. Попробуйте стать прокурором для тех состояний, которые оценены как “помогающие”. Подготовьте речь, направленную на то, чтобы доказать их вредность или не такую уж полезность как представлялось. Зафиксируйте все чувства, которые будут появляться в процессе этой работы (в памяти, в дневнике).

5. А теперь Вы — судья, который выслушал речи адвоката и прокурора и должен принять решение, произнести приговор и тем, и другим.

6. Зафиксируйте все, что будет происходить с вами в разных позициях, попробуйте как можно точнее описать те состояния, чувства, которые будут появляться в процессе этой работы (в памяти, в дневнике).

7. Выделите “сильные” и “слабые” стороны тех или иных состояний.

Сделайте для себя выводы в форме принципов или правил для себя.

Виктор Пахальян

Ведущий психолог Московской службы психологической помощи населению.

Практический психолог, профессор.

Область интересов в психологии: психологическое консультирование, психопрофилактика и психологическая экспертиза; подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области практической психологии.

Автор более 200 публикаций в области психологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх