Понравилось читать? Подпишитесь!

«НЕ» будь продуктивным!

В сложившейся ситуации соблюдение режима «самоизоляции» стало входить в привычку. Рабочий график приобрел новый вид, а свободного времени стало откровенно больше. Появились новые перспективы саморазвития, которые были недоступны ранее в связи с повышенной занятостью и отсутствием энергии. Отсюда возникает вопрос: «Почему человек, который принял решение продуктивно проводить свое свободное время, чувствует усталость и раздражение?» Сегодня мне хочется поднять тему: «БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ продуктивным — вот в чем вопрос».

Молодая девушка жалуется, что апатия стала посещать ее чаще, когда она приняла решение продуктивно проводить свое личное время. Я бы хотела представить ключевой фрагмент беседы относительно этой ситуации.

— Психолог: В связи с чем Вы приняли подобное решение? (В такой ситуации важно понять причину инициативы, направленной на продуктивность)

— Клиентка: Социальные сети в моей жизни стали занимать больше времени, я стала читать больше статей и каждый автор, блогер, инфлюенсер продуктивно проводит дни на самоизоляции, призывая остальных следовать активному образу жизни. Я вдохновилась возможностями, которые подарила мне самоизоляция и расписала ближайшую неделю. Через несколько дней я почувствовала апатию, отсутствие энергии и энтузиазма. Расписание, на которое я смотрела, вызывало у меня раздражение, моя продуктивность стала снижаться, мои домашние будни не приносили мне удовольствия.

— П: Вы задавались вопросом, почему расписанный график из «интересных» для Вас занятий не приносит радость и удовольствие? Насколько я поняла, Вы давно стремились к похожему образу жизни.

— К: Для меня это загадка. Я отказывала себе в образе жизни, который меня привлекает, из-за недосыпа, многозадачности, отсутствия времени и энергии. Достигнув цели оказалась в шатком эмоциональном состоянии.

Мысль «Нужно быть продуктивной!» стала ключевой для девушки, посредством массовой информации и личностной установки. Она поддалась массовой идее о продуктивности и составила свое расписание с позиции долженствования: «Я должна быть продуктивной».

В подобной ситуации целесообразно задать себе вопрос: «Кому Вы должны? Что должны?». Для углубленной работы с данной тематикой следует провести работу с психологом.

Ситуация «Я должен» обязывает, такая установка воспитывается с самого детства, когда ребенок начинает активно взаимодействовать с социумом. «Ты должен здороваться со старшими! Ты должен есть молча! Ты должен слушаться учителя! Ты должен делать домашнее задание!» — в этих поучениях много власти со стороны того, кто это произносит. Происходит внутренний протест, будто нас заставляют что-то выполнить — это можно назвать «психологическим насилием». В таких ситуациях наши желания не берутся в расчет, что и вызывает эмоциональный дисбаланс.

Что делать в такой ситуации? Как найти баланс между желаниями и продуктивностью. Первое, что необходимо сделать — задать себе вопрос: «Я это хочу?». И важно понять инициатива, которая родилась в голове, соответствует ли желанию или это все же установка, навязанная социумом или СМИ. Если ответ положительный, нужно действовать, получая удовольствие от происходящего, если отрицательный — дать себе время для поиска занятия, которое необходимо в данный период жизни.

Относительно представленного случая — девушка прислушалась к себе и поняла, что ей необходим пассивный отдых за просмотром сериалов с вкусной едой и близкими людьми рядом. На консультации мы в деталях обозначили ее план на выходные, после чего желание «быть активным» появилось само собой и она в удовольствие продолжила запланированные ранее тренировки и кулинарные мастер-классы.

Баланс – важная часть нашей жизни. Мы поддерживаем баланс питательных веществ в организме, чтобы нормально себя чувствовать при физической и интеллектуальной нагрузке. Но некоторые не знают или забывают про психоэмоциональный баланс, который также необходим человеку. В череде повседневных событий нам не всегда удается отследить гармоничное соотношение продуктивной и пассивной деятельности, что и приводит к сопротивлению и раздражительности. Путь к наилучшему результату лежит через гармоничное сочетание продуктивности и наших желаний. Следует самим захотеть быть продуктивными для достижения поставленных целей и реализации задач.

Живите легко. Живите в радость. Живите счастливо.

Дарья Плуговая

По образованию клинический психолог. Веду индивидуальные консультации, в практике использую нарративный подход, психосинтез, телесно-ориентированный подход, EMDR.

Работаю с людьми, которые находятся в длительных кризисных ситуациях, также с трудностями в профессиональной сфере. Я помогаю в ситуации выбора «с одной стороны мне бы хотелось одно, но с другой - все по-другому» и с проблемами в семейных отношениях. Результат моей работы - снятие напряжения и стабилизированное эмоциональное состояние, осознание причин и следствий возникшей проблемы, понимание того, в каком направлении двигаться дальше.

4 комментария для “«НЕ» будь продуктивным!

  1. Очень полезная статья. На изоляции меня постоянно терзают мысли о непродуктивности, порой, доходит до паники, а желания ничего делать нет. Можно, конечно, просто отпустить, но хочется ведь выйти из всего этого с каким-то полезными итогом, иначе будет просто ощущение того, что ты зря потратил время, а это так ужасно. Остается непонятно, как все-таки захотеть что-то делать?

    1. Анастасия, благодарю, что поделились своим откликом. Действительно, вопрос: «Как захотеть делать что-то?» логично возникает после прочтения статьи. Скажу честно, универсального ответа нет, как по-настоящему чего-то захотеть, но я вижу в Вашем комментарии сформированный запрос на индивидуальную работу с психологом.

  2. Спасибо за статью! Очень затронула история Вашей клиентки, показалось, что я тоже проходила через такой период в начальный период карантина, когда казалось, что можно горы свернуть за открывающееся время. Но по итогу оказалось, что важнее все же жить в гармонии со своими желаниями. А привыкание к новой среде, в которой много страха и не зависящих от тебя исходов, так же процессуально. Как решение мне пришла метафора камушка, который несут потоки воды по дну ручейка. С одной стороны, хочется управлять его движением, а с другой, стоит просто расслабиться и оказаться там, где течение соизволит его выбросить.
    Для себя я выбрала медитации и утреннюю постановку целей как наиболее подчиняющие тревогу способы развития «правильной», «моей» продуктивности.

  3. Анна, благодарю за чуткий отклик. В Ваших словах много осознанности, Вы точно поняли смысл статьи. Продолжайте и дальше заботиться о себе во имя продуктивности и «не» продуктивности.

Добавить комментарий для Анастасия Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх