И хочется, и колется…

К сожалению, люди не всегда осознают важность повседневно происходящего: того, что происходит с ними каждый день и чем это обернется для них завтра:

  • не буду я учить иностранный язык, я не собираюсь жить за границей, а здесь он мне совсем не нужен!
  • учеба отнимает всё время и жизнь превращается в учебу!
  • что будет завтра — этого никто не знает. Зачем тратить время и силы на какое-то неясное завтра?

Во всех этих словах есть своя логика, но во многих случаях — это логика оправдания своих сегодняшних трудностей, своего сегодняшнего бездействия, эмоционального неприятия монотонных занятий и т. п.

В жизни мы встречаемся с очень разными людьми:

1) с теми, кто через свой опыт пришел к следующим выводам:

  • всё, что мы делаем каждый день, приносит свои плоды;
  • рано или поздно обнаруживается — время и силы, отданные занятиям любыми делами, были потрачены не зря.

В одних случаях результатом у таких людей становится освоение какого — либо нового содержания, информации (научился читать, писать или разбираться в законах природы и общества), во многих других — навыки самостоятельной работы, в-третьих, знакомство с новыми людьми и т. д. и т. п. Им не надо объяснять, что все что они делают — они делают для себя, а также и то, что как они для себя сделают, так и получат.

2) и с теми, кто пришел к следующим выводам:

  • если я желаю что-то иметь, то совсем не обязательно стремиться затрачивать на это свое время, свои физические и духовные силы;
  • жизнь во всех её проявлениях не складывается из обычных, каждодневных, отдельных действий и поступков, которые становятся своеобразным фундаментом, отправной точкой других, последующих действий и поступков.

Для последних пока недоступен весь смысл народной мудрости, выраженной в поговорке: «Что посеешь, то и пожнешь». Для примера обратимся к тому, что произошло с одним из людей, пришедших на консультацию к психологу.

Молодой человек, обратившийся к нам за помощью, очень убедительно и точно рассказывал о ситуации, в которой он находился сегодня и рисовал заманчивую картину того, что он хотел бы иметь завтра. В одном из эпизодов нашего диалога мы договариваемся о следующем:

  • то место, на котором он сидит, условно будем считать пространством, где происходят события сегодняшнего дня, где живет его «сегодняшнее Я»;
  • стул, который расположен напротив — это пространство, в котором происходят события дня завтрашнего, где живет его «завтрашнее Я»

Далее мы обсуждаем его проблемы и он, нервно куря сигарету за сигаретой, эмоционально рассказывает о том, как сильно желает избавиться от вредной привычки курить (т. е. фактически — оказаться на стуле, который находится напротив и символизирует “Я завтра”). Когда я ему предложил бросить сигарету и пересесть на этот “завтрашний” стул, то он не сделал этого, а стал говорить о том, что даже, если он и сделает это, то ничего не изменится. На вопрос: «Откуда тебе это известно?» — ответил, что он просто знает об этом. А на вопрос: «Как ты можешь знать о том, чего не делал?», — ответил без раздумий – «Знаю».

Этот диалог был частью разбора тех обстоятельств, в которых оказался молодой человек. Фактически он воспроизвел то, что делает в жизни: очень много читает и думает о том, что происходит с ним и о том, чего бы он хотел иметь, но кроме этих мысленных, аналитических (мысленных, виртуальных и т.п.) действий он практически ничего не делает для того, чтобы желаемое стало реальностью. Свое бездействие он постоянно подкрепляет соответствующими ссылками на авторитетные для него источники, цитирует классиков.

«Я хочу быть физически развитым» — говорит он.

А на простой вопрос: «Почему ты не занимаешься физическим совершенством?» — ответить затрудняется.

«Я хочу заниматься таким-то интересным делом» — продолжает он.

Но на вопрос: «Почему ты не начинаешь делать это?» — также не может ответить вразумительно.

Последнее может являться признаком того, что он не только не хочет или не может принимать самостоятельные решения по поводу своей жизни, ему, скорее всего, удобно быть «ведомым»: не ты принимал решения, не ты и ответственен за их результаты, а кроме того — всегда есть повод обвиняя других оправдывать свои неудачи.

Как же помочь тем, кто постоянно «взращивает» внутри себя разнообразные проблемы, только потому, что не понимает значения для всей жизни действий и поступков, которые он совершает сегодня?

Чаще всего такие проблемы наблюдаются у молодых, еще недостаточно опытных людей. Естественно, что за помощью они обращаются совсем не по поводу того, о чем мы говорили выше. К слову сказать, в большинстве случаев человек приходит к нам за помощью далеко не с тем, что потом обнаруживается как настоящая, реальная проблема. Он что-то думает и чувствует по поводу каких-либо событий, участником которых оказывался, и в которых обнаруживается та или иная трудность, но истинные причины его беспокойства обычно явно не проявляются, не «озвучиваются», а наоборот – «прячутся» за этими мыслями и чувствами.

Вернемся к нашему молодому человеку. Как видно из ранее описанного, у него есть определенные трудности с совершением реальных действий, которые могли продвинуть его по пути к желаемому.

Первое, к чему надо стремиться в такой работе — это к осознанию и переживанию именно этой конкретной проблемы: «я почему-то не могу начать действовать», «мне трудно перейти от мыслей к действиям» и т.п. В нашем случае это произошло на пути молодого человека домой: в метро до него вдруг дошло, что он не мог сделать элементарного — пересесть со стула на стул; это осознание сопровождалось сильной эмоциональной реакцией, которую он описал впоследствии как «взрыв хохота», т.к. дошло «каким ты выглядел идиотом, когда тебя просили просто пересесть, а ты с умным видом рассуждал о нецелесообразности этого процесса».

Второй этап — это тренировка навыков принятия решения и совершения конкретных действий, необходимых для продвижения в процессе решения проблем. Это означает, что после осознания и принятия реальной проблемы мы просто начинаем тренировать то, что ранее давалось с трудом. В случае с нашим юношей мы несколько встреч посвятили тренировке совершения действий (объективно простейших, элементарных), которые он не мог осуществить потому, что ему что-то мешало внутри. В частности, он научился не только легко пересаживаться со стула на стул, но и сравнительно легко представлять и говорить о том, что он думает и чувствует, находясь в разных «ролях» и т.п. Как говорят доминошники – «тренируйтесь дома на тряпошных».

Третий этап — это перенос сформированных навыков в реальные ситуации повседневной жизни.

Доводите до конца любое свое реальное желание (если этому ничего не мешает, кроме ваших внутренних проблем).

Найдите доступные вам на этом этапе способы движения вперед. Начните с малого — с любого реально доступного Вам действия.

Наш молодой человек начал делать первые шаги на пути к преодолению вредной привычки — курения: при следующей нашей встрече он с гордостью рассказывал не только о том, что он начал борьбу с курением, но и очень подробно о том с помощью каких способов он это делает, кого он к этому привлек, о том, что уже неделю не только не курит, но и не хочет курить и т.п.

Итак, какие же выводы просятся из описанного выше случая?

Как показывает изучение мировой культуры, все основные выводы по поводу сущности человека, особенностей его поведения сделаны еще в древности: в сказках, поговорках и пословицах, в философских трактатах, в художественной литературе и т.п. Можно их только в очередной раз повторить, как говорят – «к месту». Вот к этому месту хочется повторить следующее:

  • под лежачий камень вода не течет;
  • от мысли до действия может быть дорога длинной в вечность;
  • …………………………………………………………. (здесь можете дописать сами столько, сколько получится)

Эта история может помочь задуматься, насколько каждый из нас похож на описанного молодого человека, как часто мы затрудняемся просто начать делать что-то, иногда, даже совершенно простое действие, поступок, но зато «красиво» описываем словами, почему это не надо делать. Что же (или кто же) нам мешает это делать?

Надеюсь, что ответ для Вас очевиден.

Виктор Пахальян

Виктор Пахальян

Ведущий психолог Московской службы психологической помощи населению.

Практический психолог, профессор.

Область интересов в психологии: психологическое консультирование, психопрофилактика и психологическая экспертиза; подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области практической психологии.

Автор более 200 публикаций в области психологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх