Искажение самооценки

Все знакомы с термином самооценка. Мы часто используем его в своей речи и трактуем это слово как наше представление о своей личности, о своих качествах, способностях, недостатках, достижениях. Существует мнение, что самооценка человека зависит от того, как к нему относятся окружающие, но редко кто задумывается над тем, что мы сами  оказываем на нее большое влияние. Осознанно или нет, но мы способны повышать ее или занижать. К сожалению, отсутствие знаний в этой области может навредить человеку. Давайте разберемся, каким образом мы сами формируем искаженную самооценку.

Первое — это сверхгенерализация. Мы склонны обобщать полученную информацию, располагая недостаточным количеством фактов и доказательств, а также иногда делаем это в ущерб своей самооценке. Когда человек имеет такое искажение, то в своей речи он использует следующие слова: «никогда», «всегда», «все», «каждый», «ни одного», «никто».

Для лучшего понимания давайте приведем примеры. «Я всегда все делаю плохо». «Я никогда не успеваю сдавать отчеты вовремя». «Никто не интересуется моим здоровьем». «Я никому не нужен».

Второе — это навешивание на себя «ярлыков», то есть присвоение чужих оценок и мнений. Например. «Я неудачник». «Мой диплом — бесполезная бумажка». «Я неисправим». «Мне все по силам». Данное искажение проявляется, когда происходит приписывание или навязывание стереотипных ярлыков к целым группам людей, объектов, стратегиям поведения. Последствия от их присвоения могут быть непредсказуемы. Кому-то позитивный «ярлык» поможет обрести уверенность в себе и занять высокое положение в обществе. А для некоторых людей это может привести к нервному перенапряжению и состоянию тревоги из-за боязни потерять не свойственный себе образ. Негативные же «ярлыки» являются большим препятствием на пути к успеху, так как не дают в полной мере проявиться способностям и ресурсам человека.

Третье — это фильтрация. Когда мы избирательно реагируем на реальность, то не можем иметь полное представление о том, что происходит. При таком восприятии мира люди фиксируют свое внимание на отдельных фактах и игнорируют другие элементы действительности. Все это непосредственно касается самооценки человека. Например, произошло какое-либо событие с вашим участием, а вы анализируете лишь небольшой фрагмент случившегося, не учитывая целостную картину, и благодаря суждению об этом делаете свои выводы о самом себе. Итак, данное искажение самооценки упускает из виду множество важных деталей и поэтому не дает вам возможность сформировать «объемное» видение себя.

Четвертое — это поляризованное мышление. Такое искажение проявляется как «расщепление» в восприятии реальности. Мир видится либо в «черных красках», либо в «белых». Человек при данном искажении самооценки или осуждает себя, или восхищается. Но в мире, на самом деле, в разных ситуациях можно заметить множество красок, полутонов, теней. А если вспомнить детские сказки, то нередко в них злые герой начинают помогать добрым персонажам. Итак, в приданиях и всевозможных произведениях, а также в реальности можно заметить события, поступки, которые объединяют в себе две крайности, два контраста, а, следовательно, воспринимаются иным образом. Поляризованное мышление лишает человека целостного видения действительности и объективного взгляда на самого себя.

Пятое — это самообвинение. Такое искажение появляется тогда, когда человек осуждает себя, даже в случае, если это не соответствует реальности. Подобное поведение может проявляться в виде бесконечных извинений. Человек постоянно просит прощение, выглядит это как чрезмерная вежливость и заискивание. Если в начале вас может восхитить такое интеллигентное поведение, но по мере общения это будет все больше и больше раздражать, так как вы увидите в этом неискренность и самобичевание другого. Такое самоедство разрушает человека и, как кривое зеркало, не дает видеть в себе лучшие качества и достижения.

Шестое — это персонализация. Человек при таком искажении склонен принимать все на свой счет. Например, попадая в дружескую компанию, он начинает сравнивать себя с остальными. Внутри него возникают вопросы: «А как у меня?», «А есть ли у меня такой же талант?», «Обладаю ли я такой же харизмой?» Персонализация может появляться и тогда, когда человек чувствует свою причастность к любой жалобе. Он обнаруживает свою вину практически в любой ситуации, к которой имеет прямое или косвенное отношение.

Седьмое — это чтение мыслей. Проявляется это искажение как додумывание. Это часто происходит, когда в разговоре с кем-то, ваш собеседник произнес двусмысленную фразу, а вы, возможно, постеснялись или не захотели ее уточнить. Вместо того, чтоб прояснить, что же под этими словами имел ввиду другой, вы склонны интерпретировать их. К сожалению, такое искажение нередко приводит к самообману, при этом сильно страдает самооценка. И вы начинаете думать о себе не в лучших красках. А как часто мы пытаемся разгадать причину молчания другого человека. Например, муж уставший приходит домой и не разговаривает, а жена думает: «Он молчит, потому что утром я забыла ему пожелать удачного дня. И теперь он сердится на меня». На самом же деле, супруг может просто вспоминать что-то важное, искать варианты решения сложной задачи, которую поставил перед ним начальник. Таким образом, мы сами загоняем себя в ловушку неправильной интерпретации.

Восьмое — это искажение контроля. В данном случае человек перегружает себя ответственностью либо полностью не готов брать на себя никакие обязательства. Правда заключается в том, что человек не всесильное существо и не может контролировать весь мир. Ему следует брать только ту ответственность, которая ему «по плечу». Отказ же от контроля приводит к инфантильной жизненной позиции и формирует чувство беспомощности, безнадежности и даже к депрессии.

Девятое — это эмоциональное мышление. Это искажение связано с тем, что в своем поведении человек руководствуется эмоциями. Именно от подобных реакций зависит самооценка. Например, если у человека прекрасное настроение – то он доволен собой, положительно отзывается о жизни, если наоборот – то негативно думает о себе и своей судьбе.

Итак, мы можем сделать вывод о том,  искаженная самооценка является результатом тех или иных действий самого человека. Для того, чтоб противостоять этому необходимо честно смотреть в глаза реальности, учитывать все факты, целостно воспринимать мир и быть осознанными. В этом могут помочь следующие вопросы для самоанализа:

Почему я считаю, что это именно так?

Какие факты говорят об это, что указывает на противоположную точку зрения?

На что я всегда обращаю внимание в ситуации и чего не замечаю?

Является ли правдой то, что обо мне говорят?

На чем базируются мои выводы?

Хорошо ли я подумал, прежде чем так оценивать себя?

Правильно ли я определяю нагрузку для себя?

Есть ли то, за что мне нужно или не нужно взять ответственность?

Прежде чем делать выводы, прояснил ли я точку зрения другого человека?

Таким образом, самую большую власть над нами имеем мы сами! От нас зависит четкое и ясное понимание действительности и себя. Не жалейте времени на саморефлексию. Не бойтесь задавать себе вопросы, опирайтесь на факты, любите и заботьтесь о себе. Помните, что мы можем увидеть себя такими, какими мы являемся без искажений и благодаря этому найти свое место в мире и стать счастливыми!

Ирина Стафийчук

Ирина Стафийчук

Практический психолог. Работала по специальности в частных и государственных учреждениях. Официальный стаж составляет более 7 лет. В своей практике использую разнообразные методики и техники: гештальт-терапия, арт-терапия, метафорические карты, телесно-фокусированные упражнения и многое другое.

Первое образование - магистратура МПГУ по программе «Преподаватель высшей школы». Затем прошла программу переподготовки «Дошкольная практическая психология» в МГППУ, там же обучалась на курсах «Методика проведения тренинга личностного роста с подростками и старшеклассниками».

В 2006 году стала финалистом окружного конкурса «Педагог-психолог». После этого проходила обучение в МГИ на гештальт-терапевта, там же дополнительно принимала участие в программе специализации «Ресурсы и техники в телесно-фокусированной гештальт-терапии». Затем завершила программу о профессиональной переподготовке МГУ «Психология управления персоналом: тренинг-менеджмент». В 2019 году обучалась в МИП по программе «Метафорические ассоциативные карты в работе психолога. Мастер-класс от автора».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх