Возраст ребенка от одного года до трех лет в возрастной психологии называют «ранний возраст», а «в народе» говорят – «нежный возраст». И действительно, дети в этом возрасте необыкновенно милые, нежные. Они так искренне любят маму, доверяют ей, при любой опасности прячутся за нее, имея надежду на то, что мама защитит. Важно, не разрушить это доверие и помогать ребенку в его развитии.
Ребенку исполнился 1 год и он буквально «входит в нашу жизнь», т.к. в возрасте одного года детки, кто чуть раньше, кто чуть позже начинают ходить, они получают новую степень свободы для изучения мира. Для мамы наступает непростое время, когда нужно дать ребенку свободу и вместе с тем оградить от возможных травм. Физическое развитие становится очень важным на данном этапе. Подвижные игры, освоение детских спортивных комплексов, игр с мячом и другими предметами – все это поможет ребенку не только стать более ловким и овладеть своим телом, но и «запустить» механизмы развития интеллекта.
В этот же период начинает развиваться речь. Именно в эту пору возникает сензитивность (высокая чувствительность) к всему тому, что связано с языком и речью. Это самый благоприятный период для усвоения любого языка. Никогда больше ребенок не будет с таким интересом «читать» с вами книжки! Через чтение для ребенка начинает открываться мир новых слов, понятий, грамматических конструкций. В этом процессе ребенок осваивает такие стороны речи как интонации, паузы, формы обращения. Красивые иллюстрации помогают детям выделять и различать цвета, открывают мир рисунка.
Часто на консультациях родителей детей школьного возраста можно услышать жалобу о том, что ребенок не любит читать. Конечно, причины могут быть разные, но одна из них, та, что на раннем этапе развития ребенка, родители не предавали значения чтению детских книг и развитию речи. Родители думают, что ребенок еще плохо понимает и стоит начинать читать с ним позже. Но не стоит забывать, что развитие речи является основой для становления мышления. Об этом очень подробно и доказательно написал отечественный психолог Л.С. Выготский в работе «Мышление и речь», которой он посвятил 10 лет своей жизни. Здесь он задается вопросом, что же первично в развитии ребенка: речь или мышление? Он пишет о том, что ребенок рождается, не обладая мышлением, а основы речи начинают зарождаться еще на первом году жизни ребенка — крик, гуление, лепет. Речь, считает Л.С. Выготский — это исток развития мышления. До определенного периода развитие мышления и речи осуществляется независимо друг от друга, однако в возрасте около двух лет линии развития пересекаются и возникает новое психическое образование – речевое мышление. Другой известный специалист в этой области — В. Штерн выделяет тот факт, что ребенок в эту пору делает величайшее открытие в своей жизни. Он открывает, что каждая вещь имеет свое имя, его речь становится интеллектуальной, а мышление речевым. Ребенок начинает активно расширять свой запас слов, спрашивая о каждой новой вещи, как она называется. И в этой непростой деятельности ребенка неоценимую пользу могут принести книги. Через книги ребенок познает все новые и новые слова, узнает их значение, усваивает обороты речи, постигает части речи и их применение. Мы можем наблюдать резкий скачок в развитии тех детей, с которыми родители читают книги. Их словарный запас растет лавинообразно. Они начинают говорить длинными предложениями, быстрее усваивают новые понятия. Через постижение значений слов, ребенок «входит в царство мысли».
Напротив, если у ребенка до трех лет речь развита слабо или совсем не развита, мы можем наблюдать при диагнозе ЗРР (задержка речевого развития) и задержку психического развития (ЗПР), а так же снижение интеллектуальных функций по сравнению с детьми данного возраста, развивающимися нормативно. Если же ребенок (в силу обстоятельств) до семи лет не научился говорить, эта функция будет безвозвратно утеряна, и развитие мышления будет затруднено.
Данный возраст также является наиболее благоприятным для развития гигиенических навыков, в частности, приучение к туалету. Это связано с тем, что функция саморегуляции получает свое развитие после одного года и поэтому не стоит приучать ребенка к туалету раньше. Т.к. невозможность (по физиологическим причинам) выполнить просьбу мамы (человека, которого ребенок любит и хотел бы выполнять ее просьбы), может уже в таком возрасте приводить к трудностям в положительном оценивании себя. А вот, когда ваш малыш «вошел» в «нежный возраст», тогда чистить зубки, умываться, принимать душ он будет уже легко и с удовольствием.
В возрасте двух-трех лет у ребенка наблюдается внутреннее стремление к упорядоченности. Мама может поддержать это стремление во внешнем плане – распорядок дня, совместная уборка игрушек в ящик, отдельная постель для ребенка, ритуал укладывания. Поддерживая порядок внешний, мы помогаем ребенку поддерживать «порядок внутренний», что способствует так же снижению тревоги, которая неизменно появляется при развитии самостоятельности ребенка.
К концу раннего возраста появляются первые игровые действия, возникают замещения одного предмета другим, возникает отсроченное подражание. Новообразованием данного возраста является «личное действие» — это проявляется в появлении личного местоимения «Я» в речи ребенка (ребенок начинает понимать, что «это» сделал именно он). Он начинает узнавать себя в зеркале, все чаще родители слышат фразу «Я сам».
Завершение «нежного возраста» знаменует кризис трех лет, кризис негативизма. Наше чадо перестает быть таким послушным и нежным, каким мы знали его раньше. Ребенок начинает выстраивать границы между собой и взрослым, отстаивать свою автономию. Это его первые «шаги» к взрослению. Поддерживайте своего ребенка в этом движении к самостоятельности, помогайте ему решать те задачи развития, которые стоят перед ним. Ведь ему предстоит самому прожить свою жизнь – жизнь со своими взлетами и падениями, достижениями и разочарованиями, радостью и огорчениями!
Подскажите, пожалуйста, есть ли какие-то реально работающие способы приучения ребенка к горшку? моему ребенку почти 3 года, я перепробовала уже кучу всего, весь интернет перевернула в поисках разных советов, но ничего не помогает! Он наотрез отказывается ходить на горшок! он будет ходить мокрым и грязным, но на горшок ни за что!!
Здравствуйте, Светлана! Пусть Вам не покажется странным, но приучение к туалету ребенка не простая тема. В некоторой степени она связана с детско-родительскими отношениями. Некоторые психологи говорят, что до 12 лет у ребенка вообще нет чисто личностных проблем, а очень многое связано с объектными отношениями (отношениями с родителями). То, о чем Вы говорите похоже на протест со стороны ребенка, а вот почему ему так важно не согласиться с Вами надо разбираться индивидуально. Вы можете записаться ко мне на консультацию по скайпу в отдел Медведково.
P.S. Однако рискну посоветовать Вам, предлагать ему ходить в туалет не на горшок, а просто в общий с Вами туалет, используя для этого детское сиденье. (возможно такой вариант Вы уже использовали, но Вы об этом не пишите).
С уважением, Катречко Ольга.