«Нежный возраст» — задачи развития ребенка

Возраст ребенка от одного года до трех лет в возрастной психологии называют «ранний возраст», а «в народе» говорят – «нежный возраст».  И действительно,  дети в этом возрасте необыкновенно милые, нежные. Они так искренне любят маму, доверяют ей, при любой опасности прячутся за нее, имея надежду на то, что мама защитит. Важно, не разрушить это доверие и помогать ребенку в его развитии.

Ребенку исполнился 1 год и он буквально «входит в нашу жизнь», т.к. в возрасте одного года детки, кто чуть раньше, кто чуть позже начинают ходить, они получают новую степень свободы для изучения мира.  Для мамы наступает непростое время, когда нужно дать ребенку свободу и вместе с тем оградить от возможных травм. Физическое развитие становится очень важным на данном этапе. Подвижные игры, освоение детских спортивных комплексов,  игр с мячом и другими предметами – все это поможет ребенку не только стать более ловким и овладеть своим телом, но и «запустить» механизмы развития интеллекта.

В этот же период начинает развиваться речь. Именно в эту пору возникает сензитивность (высокая чувствительность) к всему тому, что связано с языком и речью. Это самый благоприятный период для усвоения любого языка. Никогда больше ребенок не будет с таким интересом «читать» с вами книжки! Через чтение для ребенка начинает открываться мир новых слов, понятий, грамматических конструкций. В этом процессе ребенок осваивает такие стороны речи как интонации, паузы, формы обращения. Красивые иллюстрации помогают детям выделять и различать цвета, открывают мир  рисунка.

Часто на консультациях родителей детей школьного возраста можно услышать жалобу о том, что ребенок не любит читать. Конечно, причины могут быть разные, но одна из них, та, что на раннем этапе развития ребенка,  родители не предавали значения чтению детских книг и развитию речи. Родители думают, что ребенок еще плохо понимает и стоит начинать читать с ним позже. Но не стоит забывать,  что развитие речи является основой для становления мышления. Об этом очень подробно и доказательно написал  отечественный психолог Л.С.  Выготский в работе «Мышление и речь», которой он посвятил 10 лет своей жизни. Здесь  он задается вопросом, что же первично в развитии ребенка: речь или мышление? Он пишет о том, что ребенок рождается,  не обладая мышлением, а основы речи начинают зарождаться еще на первом году жизни ребенка  — крик, гуление, лепет. Речь, считает Л.С. Выготский  — это исток развития мышления. До определенного периода развитие мышления и речи осуществляется независимо друг от друга, однако в возрасте около двух лет линии развития пересекаются и возникает новое психическое образование – речевое мышление. Другой известный специалист в этой области — В. Штерн  выделяет тот факт, что ребенок в эту пору  делает величайшее открытие в своей жизни. Он открывает, что каждая вещь имеет свое имя, его речь становится интеллектуальной, а мышление речевым. Ребенок начинает активно расширять свой запас слов, спрашивая о каждой новой вещи, как она называется. И в этой непростой деятельности ребенка неоценимую пользу могут принести книги.  Через книги ребенок познает все новые и новые слова, узнает их значение, усваивает обороты речи, постигает  части речи и их применение. Мы можем наблюдать резкий скачок в развитии тех  детей, с которыми родители читают книги. Их словарный запас растет лавинообразно. Они начинают говорить длинными предложениями, быстрее усваивают новые понятия. Через постижение значений слов, ребенок «входит в царство мысли».

Напротив, если у ребенка до трех лет речь развита слабо или совсем не развита, мы можем наблюдать при диагнозе ЗРР (задержка речевого развития) и задержку  психического развития (ЗПР), а так же снижение интеллектуальных функций по сравнению с детьми данного возраста, развивающимися нормативно. Если же ребенок (в силу обстоятельств) до семи лет не научился говорить, эта функция будет безвозвратно утеряна,  и развитие мышления  будет затруднено.

Данный возраст также является  наиболее благоприятным для развития гигиенических навыков, в частности,  приучение к туалету. Это связано с тем, что функция саморегуляции получает свое развитие после одного года и поэтому не стоит приучать ребенка к туалету раньше. Т.к. невозможность (по физиологическим причинам) выполнить просьбу мамы (человека,  которого ребенок любит и хотел бы выполнять ее просьбы), может уже в таком возрасте приводить к трудностям в положительном оценивании себя.  А вот, когда ваш малыш «вошел» в «нежный возраст», тогда чистить зубки, умываться, принимать душ он  будет уже легко и с удовольствием.

В возрасте двух-трех лет у ребенка наблюдается внутреннее стремление к упорядоченности. Мама может поддержать это стремление во внешнем плане – распорядок дня, совместная уборка игрушек в ящик, отдельная постель для ребенка, ритуал укладывания. Поддерживая порядок внешний, мы помогаем ребенку  поддерживать «порядок внутренний», что способствует так же снижению тревоги, которая неизменно появляется при развитии самостоятельности ребенка.

К концу раннего возраста появляются первые игровые действия, возникают замещения одного предмета другим, возникает отсроченное подражание. Новообразованием данного возраста  является «личное действие»  — это проявляется в появлении личного местоимения «Я» в речи ребенка (ребенок начинает понимать, что «это» сделал именно он). Он начинает узнавать себя в зеркале, все чаще родители слышат фразу «Я сам».

Завершение «нежного возраста» знаменует кризис трех лет, кризис негативизма. Наше чадо перестает быть таким послушным и нежным,  каким мы знали его раньше. Ребенок начинает выстраивать границы между собой и взрослым, отстаивать свою  автономию. Это его первые «шаги» к взрослению. Поддерживайте своего ребенка в этом движении к самостоятельности, помогайте ему решать те задачи развития, которые стоят перед ним.  Ведь ему предстоит самому прожить свою жизнь – жизнь со своими взлетами и падениями, достижениями и разочарованиями, радостью и огорчениями!

Ольга Катречко

Ольга Катречко

Психолог широкого профиля, работаю и с детьми и взрослыми. Закончила Московский городской психолого-педагогический университет и профессиональную переподготовку по программе Клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса.

Разделяю идеи о том, что сам человек знает в чем его «излечение». Психолог, создавая на консультации обстановку принятия и эмпатии, помогает человеку раскрыть в себе это знание. Психолог – это не учитель и не эксперт, а как говорил К. Роджерс «человек, которому выпадает честь стать акушером, помогающим появиться на свет новому человеку». Встреча с каждым человеком – это неповторимый опыт построения отношений, опыт в котором каждый человек, приходящий на консультацию «отчаянно сражается», за то, чтобы стать собой и так же отчаянно этого боится. И свою задачу я вижу в том, чтобы помочь в этой борьбе с самим собой: почувствовать, что чувствует клиент, разделить его боль и страх, быть с ним, когда он радуется, злится, негодует или удивляется. «БЫТЬ» с ним в полном смысле этого слова!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх