Понравилось читать? Подпишитесь!

Как совладать с внутренним конфликтом

Что такое «внутренний конфликт». Я думаю, каждому из нас знакомо явление, кода в голове происходит спор между собой, и нужно принять важное для себя решение. Чаще всего подобное происходит при острых эмоциональных и невротических состояниях. Например, в ситуации, когда нагрубили человеку, и он оставил это без ответа. Но, несмотря на то, что уже все прошло, человек идет взвинченный и в голове его крутятся мысли:

— Будь выше, не уподобляйся этому хаму! Отпусти и забудь, всё в прошлом!

— Ага… Этому гаду, значит, можно грубить, а мне нельзя? Надо бы вернуться и всё ему сказать!

— Но ты же его не исправишь! Хам — он и есть хам. Чего внимание-то на него обращать?

— И что? Взять, вот так просто, и оставить его безнаказанным!? Ну нееет…

За ягодами придется пробираться через листву и ветки. Такова суть внутреннего конфликта

            Или другая ситуация. Идёт пандемия коронавируса. А человек уже месяц живёт в тревожных мыслях, сильно устал от них, и пытается сам себя успокоить:

— Да хватит уже об этом думать! Неделю нормально спать не можешь и всё думаешь, думаешь, и думаешь! Пора бы уже успокоиться!

— Да как тут успокоишься? А вдруг я заболею, и что со мной будет? Кто о близких моих позаботиться? А тут ещё и кредит висит, кто оплачивать будет?

—  Сейчас тебе нужно отдыхать, нервами делу не поможешь!

— Не могу я отдыхать, когда такая опасность близко…

            Простить и отпустить или ненавидеть и желать мести; Успокоиться и не думать или отчаянно искать выход; Забыть и не вспоминать или помнить и сожалеть. Сложный выбор, который мы ставим перед собой. Напоминает советский мультик «Дудочка и кувшинчек», где девочке нужно сделать непростой выбор, чтобы собрать ягоды в лесу. Ведь если выберешь дудочку, то от ее музыки яготки появятся, но собирать их будет некуда. А если поменяешь волшебную дудочку на кувшинчек, то собирать их будет куда, но за ягодами придется пробираться через листву и ветки. Такова суть внутреннего конфликта.

            В чем причина «внутреннего конфликта». Есть в психологии две догмы, которые невозможно опровергнуть. Все мы были детьми, и у каждого из нас была и есть «родительская фигура». Об этом подробно писал Эрих Бёрн, который под понятием «родительская фигура» подразумевал не только билогического родителя. В его понимании это и учителя в школе, и герои фильмов, мультфильмов, комиксов. Даже старшие дети, соседи и родственники, и все те, кто является для ребенка авторитетом и образцом для подражания. Например, в истории человечества известны ситуации, когда дети попадали в условия жизни среди животных и в психологии их так и стали называть по имени героя сказки Киплинга — «дети-маугли».

            С точки зрения Э. Бёрна, в период  взросления и формирования мозга в каждом из нас происходит постепенное рождение трёх внутренних «Я», два из которых частенько конфликтуют друг с другом. Первое «Я» называется «внутренний ребенок». Оно соткано из врожденных в человека чувств. Младенцы не умеют разговаривать, по взрослому думать, у них нет моральных принципов, убеждений, что уж  говорить, они и ходят под себя, и могут находиться голышом на людях совершенно не испытывая стыда и смущения. Однако они могут радоваться, удивляться, огорчаться, злиться, протестовать, плакать, и выражают это криком, мимикой и телодвижениями. Детские чувства считаются первостепенными. Во взрослом возрасте они проявляются в виде ощущений страха, отвращения и гнева, характеризующиеся словами «не хочу, не буду, не надо», а так же физиологическими желаниями вкусного, тактильного, веселого, интересного, увлекательного, характеризующиеся словами «ух ты!; хочу!; моё!; здорово!; весело!; интересно!». 

            Второе «Я» — это «внутренний родитель». Он формируется постепенно в период взросления ребенка. Данный процесс начинается с рождения, а заканчивается примерно к подростковому возрасту. Т. е. лет до 10-13. Именно в этот период ребенок начинает ставить под сомнения родительский авторитет. А до этого, «родительская фигура» воспринималась им как некое «божество, которое не может быть неправым». Иными словами, «как говорит мой родитель — так оно и есть». Примеры родительских догм: «Мальчики и девочки себя так не ведут!»; «Что люди-то о тебе подумают?»; «Ну ка, перестань реветь! Ты позоришь меня!»; «Ты должен(на), потому что я так сказал(а)!»; «Все люди так делают!»; «Ты самый(ая) лучший(ая) на свете!»; «Все женщины (или мужчины) одинаковые!»; «Надо всегда делать так!»; «Нужно всем всегда помогать!». Как мы видим, родительские догмы бывают позитивными, нейтральными и негативными, но всех их объединяет отстутсвие рациональной (правильной) логики. «Мальчики и девочки себя так не ведут!» — а не ведут ли в самом деле? «Все женщины (или мужчины) одинаковые!» — а одинаковые ли? «Что люди-то о тебе подумают?» — а 100%, что подумают именно плохое?

Властью над собственным разумом может обладать в большей степени как тот, так и другой

            Тем не менее, даже когда мы взрослеем и понимаем абсурдность некоторого родительского воспитания, в нас как будто бы продолжает жить суровый и благодатный родительский голос, который дает догматичную эмоциональную оценку себя и ситуации. Не стоит при этом думать, что «внутренний родитель» несет в себе только негативную окраску. Например, бывает, видишь как мерзнет приятный тебе человек, и какое-то родительское чувство заставляет тебя произнести: «Тебе не холодно, может курточку дать?». Хотя, если логически подумать, то человек здоровый — может и сам о себе позаботиться.

            Как вы могли догадаться, причина внутренних конфликтов является противостояние между «внутренним ребенком» и «внутренним родителем». И властью над собственным разумом может обладать в большей степени как тот, так и другой. Это как детская игра в «царя горы», только в ней участвуют двое. И если на горе кто-то есть, он будет старательно спихивать того, кто пытается эту гору занять. Например:

«Внутренний ребенок»: Мне страшно, что я могу заболеть от этого вируса, я не хочу чтобы мои планы от этого рухнули, поэтому я не могу уснуть и постоянно думаю о своих страхах.

«Внутренний родитель»: Я запрещаю тебе сейчас об этом думать! Ты раздражаешь меня своими думами! Тебе надо спать, потому что из-за сонливости ты будешь плохо себя чувствовать!

«Внутренний ребенок»: (Испуганно) Я не хочу спать! Я хочу быть здоровым и чтобы этот вирус скорее ушёл! Тогда мне будет спокойно.

«Внутренний родитель»: (Раздраженно) Я запрещаю тебе не спать! Тебе нужно спать! Хватит об этом думать!

            В данном примере мы видим борьбу двух чувств: детского страха и родительского раздражения. Так что же делать в подобной ситуации?

            Как можно совладать с внутренним конфликтом. Внимательный читатель заметил, что ранее я писал о трёх внутренних «Я», из которых «родитель» и «ребенок» периодически конфликтуют друг с другом. Кто же этот таинственный третий? Эта часть называется «внутренний взрослый». Она образуется к началу подросткового возраста и является самой последней частью сформированной мозгом. Её можно назвать «ум», «смекалка», «сообразительность». Она полностью лишена чувств, но способна за ними наблюдать и быть условным «арбитром» в споре между «родителем» и «ребенком». Часто «внутреннего взрослого» путают с «родителем», принимая догматичность второго за истинный факт. Но если «ребенок» и «родитель» эмоциональны, т. е. выстраивают свои позиции из чувств страха, обиды, гнева, раздаражения, радости, желания и пр, то «взрослый» исходит только от рациональной (правильной) логики или «голого ума».  Его слова это: «Возможно — не возможно»; «Факт — не факт»; «Могу — не могу»; «Выгодно — не выгодно».

            Как нам может помочь «внутренний взрослый» в решении конфликта? В психологии и конфликтологии считается, что причиной международных, меж групповых, межличностных и внутри личностных конфликтов является отсутствие взаимопонимания между сторонами. Если есть понимание, но не совпадают интересы, то это уже не конфликт, а скорее соперничество. Соперничество лишено сильных эмоций и чувств. Оно подобно игре в шахматы, где есть четкое понимание целей между оппонентами, но нет вражды, злости и раздражения. Ведь если в шахматах игроки начнут упрекать друг друга, хамить и саботировать игру, то это уже будет не соперничество, а конфликт. Вопрос в том, как достичь взаимопонимания между «внутренним ребенком» и «внутренним родителем» с помощью «внутреннего взрослого»?

Когда мы дружим, никакой коронавирус нам не страшен

            Возьмем уже знакомую нам ситуацию с бессонницей из-за навязчивых мыслей по поводу пандемии коронавируса. Представим себе суд, в котором участвуют трое. «Родитель» и «ребенок» это ответчик и обвинитель, а «взрослый» — беспристрастный судья, который исходя из объективных данных, хочет понять суть конфликта и достичь взаимопонимания между сторонами. Для этого «взрослый» проводит поочередный опрос каждого из участников конфликта и начинает с «ребенка»:

«Взрослый»: Ребенок, по факту, ты испытываешь страх из-за вируса. Тебе страшно, что ты можешь заболеть и умереть и ты сейчас просто хочешь избавиться от этого болезненного чувства страха.

«Ребенок»: Всё так, ваша честь!

«Взрослый»: Родитель, по факту, ты раздражаешься на ребенка за то, что он не может уснуть, потому что ты беспокоишься за его завтрашнее состояние и злишься на свое бессилие перед невозможностью успокоить ребенка.

«Родитель»: Всё верно, ваша честь.

«Взрослый»: Исходя из объективных данных, получается, основная проблема — это детский страх перед вирусом, который провоцирует бессонницу. Бессонница вызывает раздражение у родителя, что является второстепенной проблемой, но именно из-за родительского раздражения ребенок так же не может успокоиться и уснуть. В итоге получается замкнутый круг.

(«Родитель и ребенок» вместе соглашаются)      

«Взрослый»: Тогда вопрос. Может ли мой «внутренний родитель» попробовать вместо раздражения, проявить заботу и понимание к своему «внутреннему ребенку», чтобы его успокоить?

«Родитель»: Я попробую. (Обращается к ребенку) Мой замечательный «внутренний ребенок», я понимаю, что ты напуган этим ужасным вирусом и не можешь уснуть. Прости меня за мое раздражение к тебе, я всего лишь хочу, чтобы у тебя все было хорошо и злюсь на свое бессилие. Я тебя люблю, потому что ты все равно у меня один единственный и я боюсь тебя потерять. Я рядом, я с тобой, и когда мы дружим, никакой короновирус нам не страшен! Успокаивайся, мой хороший, нам пора засыпать.

(«Ребенок» успокаивается и засыпает).

            Вот примерно через такой «внутренний суд» можно самостоятельно попытаться разрешить свой внутренний конфликт между «родителем» и «ребенком» с помощью «взрослого». Тем не менее, ситуации бывают разные. И, к сожалению, не всегда «внутренний взрослый» находит правильные вопросы или утверждения, чтобы разрешить внутренний конфликт. Смекалка у всех разная, а иногда ситуация настолько ужасна, что эмоциональные части переходят в настоящую внутреннюю войну, и «взрослому» из-за этой «канонады чувств» невозможно взять контроль над разумом. В таком случае, имеет смысл обратиться за помощью к психологу, чтобы сторонний беспристрастный взгляд смог объективно увидеть природу конфликта «родителя» и «ребенка». Благодарю за внимание! 

Виталий Смолков

Специалист широкого профиля в области психологии. В МСППН работаю с 2012 года. Помимо двух психологических, имею среднее медицинское образование (фельдшер). С 2013 года провожу групповые занятия, посвящёные саморегуляции эмоциональных состояний. Также веду индивидуальные приёмы по проблематике невротических, тревожных и депрессивных состояний. Работаю с психологическими травмами, потерями, психосоматическими расстройствами, личностными и внутриличностными конфликтами.

4 комментария для “Как совладать с внутренним конфликтом

  1. Примирить своего внутреннего ребенка с внутренним родителем — это какая-то нереальная история, мне кажется, что всегда будет тот, кто выше, умнее, хитрее…

    1. Здравствуйте, Анна. Да, такое может быть. Эрик Бёрн называл подобные явления «усиленный родитель» и «усиленный ребенок». Это когда желание, любопытство, страх, обида или раздражение становятся выше рациональной выгоды. Безусловно внутренний родитель и внутренний ребенок могут хитрить и манипулировать, принуждая совершать не всегда полезные действия. И в этот момент «внутренний взрослый» как будто бы слаб под гнетом эмоций и чувств, и не всегда может включиться. Есть люди с определенным типом личности, которые живут исключительно эмоциями, обладают слабым «внутренним взрослым», или не умеют анализировать свое собственное эмоциональное состояние. В таких случаях имеет смысл обратиться за помощью к специалисту.

  2. Второй раз сталкиваюсь с Виталием Смолковым, была на вебинаре, который он проводил( очень интересно!) и вот статья. Как все доступно изложено, с такими примерами как все становится понятно и по аналогии можно поработать над своими мыслями. Спасибо Вам, Виталий!

    1. Здравствуйте, Нина! Спасибо вам большое! Благодаря вашим словам, я продолжаю качественно выполнять свою работу! Мне очень приятно, спасибо вам еще раз за такие замечательные слова!

Добавить комментарий для Виталий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх