Понравилось читать? Подпишитесь!

Дети в интернете. Гаджеты – есть ли польза?

Если вы все еще думаете, что от технологий сплошной вред, то наверняка вы плохо знакомы с современными программами для детей всех возрастов. Огромное количество разработчиков борется за то, чтобы пребывание детей в интернете устраивало не только ребенка, но и его родителя. Распространенность и вседоступность гаджетов можно легко использовать в свою пользу — это носители знаний, а также кладезь интерактивных платформ. Нужно лишь научиться грамотно использовать этот ресурс, четко понимая возможности и область применения устройства.  

Рассмотрим возрастные периоды ребенка и узнаем, какие технологические возможности могут быть им полезны.

0-3 года — раннее детство. Малышу до первого года жизни важнее всего быть с мамой. Она — главный источник безопасности, эмоционального и физического комфорта. И никакие гаджеты не смогут это заменить: всё, что родитель может дать ребенку в этот период — это свое тепло и присутствие.  
По окончании первого года жизни ребенок обретает большую автономность, появляется потребность делать все вместе с мамой. Он учится у взрослого речи, предметно-бытовой деятельности, узнает, какие существа его окружают и научается различать их. В том числе в этом могут помочь и электронные девайсы: обучающие игры (со звуками животных, алфавитом, применением бытовых приборов, счетом, цветами  и т.п), головоломки ( с простыми математическими задачами, пазлами, умными раскрасками, геометрическими фигурами, загадками), мультфильмы, электронные книжки и интерактивные иллюстрации.  
Не также забывайте о возможностях электронных музыкальных инструментов. Теперь для развития не обязательно покупать огромное количество игрушек, которые перестанут быть интересны через год. Достаточно скачать нужные игры на планшет. Важно делать это совместно с ребенком, объяснять ему все новое и непонятное, ведь самостоятельно он не способен прочитать и понять смысл задания или загадки.   
Рекомендуемое время нахождения за гаджетом – не более 1 часа в день.

3-7 лет — дошкольный возраст. Возраст игры — через нее ребенок усваивает моральные нормы общества (что такое хорошо, а что такое плохо), получает первые представление о гендерной принадлежности. Детки в этот период очень энергичны, с интересом пробуют себя в разных ролях, активно учатся у взрослого, но теперь хотят делать все самостоятельно, а не совместно с родителем.  

 В данном возрасте будут полезны сказки и мультфильмы, из которых ребенок сможет брать героев для подражания, проигрывать и моделировать сцены с любимыми персонажами, идентифицировать себя с ними. Ко двору придутся развивающие и обучающие игры на планшете или компьютере, где ребенок сможет принимать решения, учиться концентрироваться, копировать поведение, сопереживать и учиться понимать чужие чувства. Через игру ребенку легче всего осваивать новые навыки предметно-бытовой деятельности и впитывать социальные правила.  

Рекомендуемое время нахождения за гаджетом – не более 1 часа в день. 

7-11 лет — младший школьный возраст. Ребенок начинает ходить в школу, чему сопутствуют множество изменений: подготовка уроков, необходимость держать дисциплину, концентрироваться, планировать и распределять свое время. Активно развивается мышление, память, формируется воля, самоорганизация и контроль. Вокруг огромное количество информации, которую надо усвоить, и не всегда ребенку дается это легко. Наравне с его новыми обязанностями, младшему школьнику хочется  играть в командные игры с детьми своего пола, соревноваться и побеждать.  
Современные дети часто объединяются вокруг онлайн игр, вместе их проходят, а потом активно обсуждают, соревнуются в успехах. Школьники  любят быть в группе, где чувствуют себя защищенными и нужными.  
Онлайн платформы могут помогать в обучении: вместо стопки учебников в рюкзаке — одна электронная книга, логические загадки и головоломки помогут развитию мышления,  а интерактивные игры — выучить таблицу умножения и стихотворение. Также на помощь придут приложения,  электронные оповещения и будильники для планирования времени и нагрузки. Появляются первые мессенджеры для общения со сверстниками. Онлайн игры в небольших количествах помогут быть на одной волне с одноклассниками и не быть изгнанным из группы.   
Рекомендуемое время нахождения за гаджетом – от 1 до 3 часов в сутки. 

12-15 — младший подростковый возраст. В этом возрасте ребенок впервые начинает задавать себе вопрос “кто я такой?”. В приоритете оказываются интимно-личностное общение со сверстниками, построение отношений с друзьями, миром и самим собой. Подросток охвачен новыми чувствами и с упоением занимается самопознанием. Главный конфликт этого возраста заключается в появлении чувства взрослости, которое не совпадает с реальным статусом ребенка. Помимо этого, в этом возрасте происходят мощные физиологические изменения.  
Для современных подростков всемирная паутина является тем желанным островком независимости и полной самостоятельности. Здесь они могут заводить знакомства, проявлять себя, самоопределяться, узнавать новое и делиться им. Интернет — то самое окошко во взрослый мир, где у них есть  право слова и право выбора, право быть кем угодно. Огромная часть всех коммуникаций со сверстниками проходят в социальных сетях, даже субкультуры теперь виртуальные. Кроме того, сейчас появилась возможность зарабатывать через интернет. Собственные деньги — не это ли мечта всех подростков? Это ведь еще один виток сепарации! Увлечения компьютерными играми позволяют не только приблизиться к группе единомышленников (сейчас существуют огромные сообщества, посвященные играм), но и примерить на себя разные социальные роли. Иными словами, онлайн пространство — замечательная возможность самореализации подростков.  

Будьте внимательны к тому, сколько времени ребенок проводит за компьютером и каким настроением это сопровождается. Поинтересуйтесь, чем он занят, что интересного узнал за сегодня.  
Рекомендуемое время нахождения за гаджетом – от 3 до 5 часов в сутки.

15-17 — старший подростковый возраст. В этом периоде деятельность молодых людей направлена на профессиональную и личностную ориентации.  Приобретаются новые знания, необходимые для будущей профессии, формируется свое мнение относительно устройства мира  и личностная позиция.  Нормально, если эти взгляды все еще отчаются от родительских.  

Интернет на этом этапе является незаменимой площадкой для проб и ошибок, поиска информации по будущей профессии, популярным ВУЗам, а также продолжает быть источником общения и новых контактов. Всё еще не стоит увлекаться компьютерными играми. Если они не являются сферой будущей профессии, то «зависание в стрелялках» может сбить с намеченного фокуса. Также подростки могут прятать за игрой страх выбора и самоопределения. Однако чаще всего игра и интернет — это один из способов расслабиться и отвлечься от подготовки к экзаменам и прочих стрессов. Переход на новый этап жизни (из ребенка-школьника во взрослого студента) мучительный, ответственный и сопровождаться множеством сомнений. Нужно дать юношам и девушкам время подумать и постараться отнестись с пониманием к их решению. Детям даже в 17-18 лет нелегко дается выбор направления будущей жизни. Им как никогда нужна поддержка.  

У старших подростков оптимум времени отсутствует.

Электронный носитель не должен быть единственным источником развития. Физические упражнения, умственная нагрузка, общение со сверстниками и хороший контакт с родителями — вот главные источники здоровья. А технологии — инструмент, который расширяет возможности и делает многие вещи более доступными и удобными. Также это одно из новых направлений социализации и общения. 

 При осознанном подходе к этому вопросу довольны будут не только дети, но и мама с папой.

Анна Пустовалова

Клинический психолог.

Работаю в направлениях гештальт-терапии, КБТ, арт-терапии. Также занимаюсь психодиагностической работой.

Сфера практических интересов: наркологические проблемы, депрессивные и тревожные расстройства, невротические состояния, расстройства личности. Помогаю справиться с трудными жизненными ситуациями и кризисами, обрести себя и свою индивидуальность, научиться жить счастливо и в удовольствие.

2 комментария для “Дети в интернете. Гаджеты – есть ли польза?

  1. Подскажите, пжл, насколько нормально: подросток 16-ти зарабатывает программированием и отказывается заканчивать 11-й класс. Как донести, что это необходимо?

    1. Здравствуйте, Ольга! Как я понимаю вашу ситуацию, 16-ти летний подросток освоил навыки программирования, нашел себе заработок и теперь полагает, что получать школьное образование ему ни к чему, т.к. он и так зарабатывает. И, по всей видимости, он считает, что такое уникальное время, когда без диплома и аттестата можно работать программистом ввиду дефицита кадров будет всегда. К сожалению, в данный возрастной период, для мальчиков свойственно упрямство, юношеский максимализм и вера в свою уникальность. Подростки терпеть не могут родительские нравоучения и всеми силами пытаются доказать свою самостоятельность и взрослость. Попробуйте отталкиваться от этой позиции. Ведь, если он взрослый, то как взрослый он должен думать наперед и рассматривать различные варианты в будущем, включая тот вариант, что работодатель может изменить условия трудоустройства и потребовать наличие специального образования. А без школьного аттестата получить его будет невозможно. В диалоге старайтесь избегать позиции «я старше, я опытней, я знаю больше», старайтесь разговаривать на равных, как взрослый со взрослым, ведь он хоть и молод, но он уже не ребенок. Усилием воли старайтесь подавлять эмоции, и больше апеллируйте к холодной логике. Не забывайте поощрять его «взрослую рациональную часть», ведь его можно похвалить за стремление к заработку, за то, что он способен к самообучению и трудоустройству — это и правда полезные навыки. Но правила «взрослой жизни» обязывают иметь определенные документы, чтобы идти по пути саморазвития. Предложите ему представить себя на месте работодателя. Кого бы он взял на работу, если бы ему поставили условия «брать на работу только с документами», опытного программиста с дипломом, или такого же опытного, но не имеющего даже школьный аттестат?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх