Понравилось читать? Подпишитесь!

Поколение Online

Новое поколение, выросшее в эпоху социальных сетей и интернет-пространства ( Instagram , Facebook и др), до 70% времени проводят со смартфоном в руках. Это поколение, выросшее на контекстной рекламе и сериалах, транслирует каждый свой шаг в stories. Такие непохожие на нас, кажется, будто они живут по другим правилам и в другой реальности.

У родителей рождается лишь один вопрос: как найти общий язык с online ребенком и что нужно знать о новом поколении?

Поколение Z. Вы с какой планеты?

Поколение Z (центениалы) — термин, введенный исследователями У. Штраусом и Н. Хоувом, описывающий поколение людей, родившихся в промежутке с 2000 по 2020 года. Это молодые люди, выросшие с “гаджетом в руках”, они не видели жизни без интернета и техники. Для центениалов такой ритм привычен и понятен: с раннего детства они знают, что любое непонятное слово можно “загуглить”, а на произведение Гоголя проще посмотреть обзор. 

Z-ов нельзя за это винить: человек — существо социальное, культурный контекст влияет на нас не меньше, чем генетика или воспитание. Среда участвует в формировании личности ребенка, его познавательных функций (внимании, памяти, восприятия, мышления). И если ребенок знает, что всю информацию можно за секунду достать в сети, то зачем ему энциклопедия?  

Согласно современным теориям, каждое поколение имеет свои особенности. Центениалы — поколение, которое как никогда отличается от предыдущих. В чем же неповторимость поколения Z?

  1. Они не делят реальный мир и виртуальный. Можно пойти в ресторан, а можно заказать пиццу онлайн. Для центениалов и то, и другое равнозначные вещи — поесть. Можно встретиться с другом, а можно написать ему в Телеграмме. Какая разница? Ведь в обоих случаях мы обменяемся информацией. Это единое пространство жизни и современные молодые люди в нем как рыбы в воде. 
  2.  Комфорт — превыше всего. Не последнее место, среди ценностей поколения занимают собственный психологический и физический комфорт. Они готовы вкладываться в красивый интерьер, психотерапевтов, удобный интерфейс, платные подписки без рекламы. Всё, для того, чтобы чувствовать себя хорошо и комфортно. Z — самые активные потребители. 
  3. Клиповое мышление. Мышление картинками, характеризуется усвоением преимущественно визуальной информации. Фрагментарность и поверхностность восприятия, трудности концентрации вынуждают современных детей отдавать предпочтение уже обработанному материалу. Все должно быть просто, информативно и наглядно, чтобы с ходу было понятно — лайк или дизлайк. 
  4. Практики, а не теоретики. Прагматичны: предпочитают не философствовать, а делать; тратить, а не накапливать до лучших времен; с легкостью избавляются от старого и ненужного.    
  5. Сам себе бренд. Индивидуальность — одна из главных ценностей современной молодежи, они уделяют большое внимание внешней и интеллектуальной составляющей. Просторы интернета отличная площадка, чтобы заявить о себе, сказать миру: “Смотри, я есть! Я такой!”. Их лозунг звучит как — “Сделай себя сам! Будь тем, кем хочешь быть!”.  Они хотят, действительно хотят, развиваться и найти себя. 
  6. Культура момента. Быть здесь и сейчас, наслаждаться каждым моментом! Поэтому среди центениалов так распространены культура путешествий и принцип жизни в удовольствие.  Если уж за что-то браться, то только за то, что принесет и успех, и деньги, и наслаждение. На меньшее просто не будут тратить время! Часто именно поэтому им сложно браться за новое, если они не уверены в том, что это точно даст им “профит”. 
  7. Многозадачность. Одновременно, писать реферат, слушать лекцию и печатать сообщение другу? Да запросто! Наши дети способны одномоментно пропускать через себя тонны информации.  Но они не сосредотачиваются на всех проблемах сразу. Они лишь быстро переключаются между ними. Им сложно долго концентрироваться на одном. 
  8. Живут в мире высоких скоростей и культа продуктивности. Дети, рожденные в  поколении Z, ежедневно сталкиваются с высокой конкуренцией. В мире, где кто угодно может стать миллионером, не выходя из-за компьютера, приходится быть постоянно активным и не отставать от своих сверстников: постоянно учиться новому, достигать успехов, быть продуктивным каждый день, быть в курсе последних новостей. Пока ты спишь — кто-то уже выучил новый язык, потренировался и написал пост! Жить в таком ритме непросто. Чтобы все успевать популярность набрали интернет-сленги (язык сокращений), краткие содержания всего на свете и чек-листы.  
  9. Онлайн вместо оффлайна. Гораздо проще разговаривать с многотысячной аудиторией сидя дома перед камерой, чем выйти на трибуну перед живыми людьми.  Поэтому даже самые успешные в сети молодые люди в жизни могут быть весьма застенчивы и испытывать трудности коммуникации. 
  10. Не признают авторитетов. В пространстве интернета, где любой может безнаказанно раскритиковать любого, не существует иерархий. Каждый может внезапно стать экспертом  в политике, спорте или медицине и свободно высказываться о своем мнении, независимо от квалификации. 

Удивительное поколение: они умудряются совмещать активное потребление и минимализм, тонны информации и встроенный блокиратор рекламы, любовь к саморазвитию и поверхностность восприятия, конкурентную гонку и заботу о себе! Кто после этого скажет, что наши дети — потерянное поколение? 

Анна Пустовалова

Клинический психолог.

Работаю в направлениях гештальт-терапии, КБТ, арт-терапии. Также занимаюсь психодиагностической работой.

Сфера практических интересов: наркологические проблемы, депрессивные и тревожные расстройства, невротические состояния, расстройства личности. Помогаю справиться с трудными жизненными ситуациями и кризисами, обрести себя и свою индивидуальность, научиться жить счастливо и в удовольствие.

2 комментария для “Поколение Online

  1. Поколение Z уже достигает совершеннолетия. Интересно, как они изменят мир. Думаю, что эпоха коронавируса для них лучшее поле для развития, ведь они единственные, кто в онлайн-среде как рыба в воде. Интересно, есть ли какие-то способы работы с повышением компьютерной грамотности, упрощением отношения к виртуальности у поколения Х? Похоже, это новый важный мировой тренд, стоит стремиться к Z в этом смысле.

    1. Анна, доброго времени суток!
      Соглашусь с Вашим замечанием: пандемия стала полем для бОльшего развития и реализации потенциала Z-ов. Эта среда типична для них, в отличие от других поколений. Но для всех тех, кто итак работал в интернете и был с технологиями на «ты», коронавирус особо ничего не изменил.

      Но пандемия показала, как важно уметь использовать технологии с пользой для себя. И тут мы действительно сталкиваемся с проблемой повышения цифровой грамотности всего населения в целом.
      Если мы говорим о более старшем поколении (Х или бэби-бумеры), то сам феномен самоизоляции как раз помог повысить уровень толерантности к информационным технологиям. Все те, кто до относился с недоверием к интернету, были вынуждены начать использовать современные технологии.

      Само по себе повышение цифровой грамотности должно соответствовать запросу конкретного человека. Нет смысла заводить бабушке страницу ВКонтакте. А вот научить ее пользоваться Zoom, если она хочет чаще видеть внуков — вполне логично. Поэтому отталкиваться нужно от конкретной просьбы, которую можно упростить путем освоения цифровых навыков. Иначе вы рискуете столкнуться с сопротивлением.

      Есть сервисы, обучающие людей разных возрастов использованию современных технологий. Однако, будет надежнее, если вы обучите этому своих близких самостоятельно, отталкиваясь от их потребностей.

      Спасибо за Ваш интерес к выбранной теме!

Добавить комментарий для Анна Пустовалова Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх