Женский вопрос?

Так сложилось в новейшей истории, что дело, как социальная категория и как значимая часть жизни, стало (и до сегодняшнего дня остается) привилегией мужчин. Хотя положение в ХХI веке значительно отличается от картины столетней и даже 20-30 летней давности: женщины “врываются” в “мужское пространство” и активно его завоевывают.

Однако не будем идеализировать реальность. В современной литературе по проблемам управления и бизнеса с начала 80-х годов ХХ века известен термин “стеклянный потолок”, который обозначает невидимый барьер, ограничивающий продвижение женщин по служебной лестнице. Это «невидимое» препятствие существует неофициально – оно есть результат сложившихся ранее в обществе, в той или иной культуре, представлений о месте и возможностях женщин.

Вместе с тем, сегодня никого не удивляет женщина, активно занимающаяся бизнесом, управляющая фирмой, банком или крупным промышленным предприятием. Однако, освоение традиционно “неженских” видов деятельности представителями слабого пола связано с преодолением множества разнообразных препятствий, к числу которых относятся и психологические.

Поэтому у психологов-практиков и не вызывают особенного удивления обращения за помощью тех женщин, которые решились заняться бизнесом или управлением. Возникающие у них проблемы – это, прежде всего, следствие социокультурных стереотипов, сложившихся в отношении возможностей женщин, а также результат определенных особенностей воспитания девочек. Такие проблемы существуют в любой стране, но в каждой они имеют как разную предысторию, так и разные, особые формы проявления.

Но факт остается фактом и, чтобы решить эти проблемы мы должны реально представлять тех, кто активно оттесняет мужчин в управлении и бизнесе, кто завоевывает новое для нашей страны пространство рыночной экономики.

Какие же женщины завоевывают его?

Социологические опросы показывают следующее:

  • абсолютное большинство деловых женщин имеют высшее образование;
  • примерно 20 % имеют ученую степень;
  • более 10 % имеют два и более высших образования;
  • абсолютное большинство постоянно повышают квалификацию;
  • около 60 % из опрошенных имеют гуманитарное, а около 30 % — экономическое образование;
  • доход деловой женщины составляет от 50 до 100% бюджета семьи.

Оценивая саму себя, современная деловая женщина в России, отмечает, что это, прежде всего, женщина, у которой есть интересная работа, красивая, умная, четко представляющая жизненные цели, готовая на подвиг, гармонично сочетающая женственность и деловитость, силу воли и обаяние, целеустремленность и чуткость.

Известно, что за всё в жизни надо платить.

Чем же обычно расплачиваются женщины, которые решили сделать дело важной частью своей жизни?

Во-первых, наибольшие потери заметны в той сфере, которую условно можно назвать “семейная жизнь”. Здесь вырисовывается такая картина:

  • около 80 % деловых женщин имеют мужа или состоят в гражданском браке;
  • около 20% — разведены;
  • менее 50 % имеют детей;
  • около 90 % опрошенных отмечают, что работа ущемляет их личные интересы;
  • около 70 % ощущают на себе давление общественных стереотипов о роли женщины в семье и обществе.

Во-вторых, было также установлено, что в большинстве случаев у деловых женщин выражены следующие психологические особенности:

  • страх перед распадом семьи или других значимых отношений;
  • избегание лидерства в важных отношениях;
  • неудовлетворенность своей женственностью;
  • недооценка своих профессиональных достижений и т.п.

Интересны данные относительных сравнительных характеристик женщин и мужчин:

  • женщины превосходят мужчин по вербальным (словесным) способностям: а) их речь правильней и сложней, б) они легче решают задачи, в которых требуется найти словарные аналогии в) у них выше беглость речи г) они лучше и быстрее понимают письменный текст;
  • женщины с высшим образованием проявляют меньшую, чем мужчины с высшим образованием, склонность подчиняться мнению окружающих (они менее конформны);
  • женский организм хорошо справляется с длительными физическими нагрузками и психическими стрессами, а мужской организм — с кратковременными;
  • разброс интеллектуальных показателей среди женщин не так велик, как у мужчин, т.е. среди мужчин больше как дураков, так и умных;
  • женщин гораздо труднее обмануть при сделках, т.к. действия в уме он выполняют лучше и точнее, чем мужчины;
  • женщины обладают лучшей “психологической зоркостью”, т.е. точнее распознают и прогнозируют поступки других людей;
  • психологически женщины более ориентированы на реальность, на конкретную выгоду в ближайшее время и менее склонны к риску, более полагаются на здравый смысл, чем на воображаемые результаты и т.п.

Этот далеко не полный список сравнительных преимуществ не означает, что у женщин существует больше предпосылок успеха в деле. Выделенные качества делают их более успешными только в тех ситуациях, где именно наличие таких свойств может дать преимущество, но не более.

Для объективности приведем такие сравнительные “выигрышные” характеристики мужчин:

  • мужчины более смелы не только в действиях, но и в мышлении;
  • у мужчин выше креативность, т.е. стремление к творческим, неожиданным поступкам;
  • женщины уступают мужчинам в математических и пространственных способностях и т.п.

Специалисты, изучающие возможности людей (в том числе и связанные с признаком пола) отмечают, что вероятность успеха женщины — предпринимателя более высока в качестве второго лица при инициаторе-мужчине и в качестве специалиста по внешним связям.

Поэтому социологические данные часто показывают такую картину, где видно, что вхождение женщины в мир бизнеса влечет за собой отказ (чаще всего временный) от личного счастья. Наверное, это и объясняет тот факт, что успешные в бизнесе женщины, как правило, лет на 5-10 старше своих коллег-мужчин.

Итак, на поставленный в начале главы вопрос есть множество ответов, каждый из которых может помочь вам соизмерить свои представления об этом с установленными сегодня фактами и сделать для себя соответствующие выводы. Исходя из прочитанного попробуйте ответить себе на следующие вопросы:

  • согласны ли вы со всеми выводами, относительно особенностей, внутренних возможностей, связанных с признаком вашего пола?
  • если нет, то отметьте те, с которыми вы не согласны;
  • условно разделите их на две группы: все совсем не так, все не совсем так;
  • попробуйте определить для себя, почему вы не согласны с этими фактами, что “мешает” вам согласиться с этим или что надо сделать, для того, чтобы вы могли пересмотреть свое мнение;
  • какие чувства вы испытываете при восприятии каждого выделенного вами как “ не соответствующего вашему мнению” факта?

Для достижения максимального эффекта от такой работы можете использовать записи на бумаге, аудио и видео записи, которые постарайтесь просматривать через определенные промежутки времени (через день-два, через неделю и т.п.). Постарайтесь отметить те изменения, которые происходят в вашем видении и оценке за это время.

Виктор Пахальян

Виктор Пахальян

Ведущий психолог Московской службы психологической помощи населению.

Практический психолог, профессор.

Область интересов в психологии: психологическое консультирование, психопрофилактика и психологическая экспертиза; подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области практической психологии.

Автор более 200 публикаций в области психологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх